Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и содержание организационной культуры в теории и прак-тике управленияВ современном мире важнейшим фактором устойчивого развития общества становится способность быстро адаптироваться к происходящим изменениям. Прогресс науки и техники, широкое применение инновационных технологий изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного общества. Это ставит общеобразовательные учреждения перед необходимостью адекватного и гибкого реагирования на вызовы внешней среды. Возрастают требования к руководителям и учителям общеобразовательных учреждений, которые должны обладать концептуальным мышлением, быть способными ориентироваться в вариативном содержании образования, включаться в инновационные процессы, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. Образование становится эпицентром инновационных изменений, которые охватывают содержание образования и управление образовательным процессом. Такое обновление требует от руководителей школ пересмотра целей управленческой деятельности в соответствии с изменяющимися социально- экономическими условиями, задачами модернизации системы образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 гг.», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Ведущей тенденцией в управлении развитием общеобразовательного учреждения становится переход к ценностной парадигме управления, которая требует внесения изменений в философию современного менеджмента. Речь идёт о кардинальной перестройке системы взглядов, касающихся ценностных оснований управления развитием общеобразовательных систем. В этой связи насущной необходимостью становится культивирование ценностно- 18 ориентированного управления школой, которое предполагает, по мнению А.М. Моисеева, осмысление ценностей и ценностное самоопределение школьного сообщества в качестве важнейших функций внутришкольного управления [143, с. 48]. Анализ практики управления общеобразовательными учреждениями свидетельствует о том, что технократические подходы к управлению, ориентированные преимущественно на совершенствование функций управления, исчерпали себя и не способны обеспечить эффективное решение инновационных задач, стоящих перед современной школой. Организационные изменения все больше зависят от эффективного управления развитием ценностей сотрудников. Поэтому первый шаг на пути к преобразующему управлению состоит в ценностном самоопределении руководителей школ, осознании ими системы ценностей, смыслов, ценностей - доминант инновационной управленческой деятельности. Именно это позволяет руководителю совместно с управленческой командой и педагогическим сообществом сформулировать философию развития общеобразовательного учреждения, определить систему базовых ценностей, принципов и перспектив, с учётом которых и будет строиться инновационная стратегия развития школы, её образовательная политика. Перестройка ценностных оснований управления общеобразовательным учреждением влечёт за собой не только изменения управленческой культуры руководителя, но и трансформацию организационной культуры школы, в которой пересекаются все линии организационных изменений. В настоящее время наступило осознание того факта, что инновационные изменения обречены на неудачу, если при этом не происходит изменения организационной культуры. Приведение организационной культуры в соответствие с новыми задачами является ключевым условием любых преобразований (Л.Д. Гительман, А.П. Исаев и др.). Вопросы развития организационной культуры становятся неотъемлемой частью большинства современных работ, к числу которых можно отнести исследования Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. Альберта, Т. А. Антопольской, Д. Бодди, П. Вейла, У. Вефера, В. Р. Веснина, JI. Д. Гительмана, Т. М. Давыденко, М. Далтона, Р. Дафта, С. Заутер-Закс, М. X. Мескона, Г. Моргана, К. Камерона, Р. Куина, П. Карстанье, М. К. Кияновой, В. С. Лазарева, Р. Уотермана, У. Дж. Оучи, Т. Парсонса, И. М. Подушкиной, А. М. Петтигрю, Р. Пейтона, Т. Питерса, К. М. Ушакова, Д. Фроста, Д. Фрэнсиса, Э. Шейна [5,10, 28,29, 54,56, 83,117,139, 168, 230, 248]. Само понятие «культура» имеет множество определений. Этимология этого слова восходит к древнелатинским словам colore и cultura, которые означают возделывание, обработку, уход, разведение, улучшение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие, почитание, культ [168, с. 84]. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова определяет понятие «культура» как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; разведение, выращивание какого-либо растения или животного; высокий уровень развития, умения [157, с. 310]. Философский энциклопедический словарь трактует понятие «культура» как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [233, с.225]. Новая философская энциклопедия рассматривает понятие «культура» как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизведение и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях [162, с.341]. Мы разделяем точку зрения Н. Б. Крыловой, где собственно культура - это сумма духовных достижений и память человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначимых смыслов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе, основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теории, идеи); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта; достижения личности, приобщаемые ею к сумме общечеловеческих достижений. Беря за основу данное определение, мы считаем, что оно отражает многозначность и многообразие контекста этого феномена [109, с.87]. Известные исследователи А. А. Оганов и И. Г. Хангельдиева придерживаются мнения, что культуру необходимо рассматривать как качественную характеристику жизнедеятельности человека и созданной им реальности («второй природы»), где приоритетными являются духовные ценности. Материя, предметный мир, по мнению учёных, представляет собой явление культуры лишь в той степени, в какой он выражает и символизирует духовное начало [156, с. 149]. Обобщая данные выше определения «культуры», мы считаем, что культура в её социодинамическом истолковании есть не что иное, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой и к самим себе.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html |
|