У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теория глобализации и вопрос о художественном мультикультурализме

Проблемы мультикультурного существования и культурного диалога являются чрезвычайно актуальными для современной философии общества. Активно обсуждаемая тема «свое» и «чужое» приобретает в начале XXI столетия особую социально-культурную и экзистенциальную значимость. Мультикультурализм как феномен (лост)современности выходит за пределы социальной коммуникации и становится пространством формирования культурного поведения, будучи непосредственно связан с проблемой понимания и межкультурного взаимодействия.

Согласно «Словарю мультикультурного обучения», мультикультурализм - это «философская позиция и движение, которое подразумевает, что гендерные, этнические, расовые и культурные составляющие плюралистического общества должны быть отражены во всех общественных институтах, особенно в сфере образования, включая нормы и ценности, образ жизни и состав студентов»[1].

Мультикультурализм в широком смысле — скорее социально-культурное явление, выступающее как антоним глобализации, то есть культурной унификации, при которой локальные культуры лишаются своей идентичности. При этом следует различать «мультикультурность», или многоэтничность, как практику и политику неконфликтного сосуществования в одном социальном

г                                    44

пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ и собственно «мультикультурализм» - комплекс философско-социальных теоретических установок, регулирующих и характеризующих эту ситуацию. Это весьма противоречивое междисциплинарное явление, включающее

 

идеологические, философские, художественные аспекты, и бытующее в сферах антропологии, социологии, политологии, экономики, историографии, педагогики, наконец, литературоведения и философии.

Термин «мультикультурализм» появился в Канаде в 60-х гг. XX в. для обозначения состояния этнокультурного, расового, религиозного разнообразия населения страны, заменив собой предыдущий термин «бикультурализм»[2]. Официально он был признан в 1971 г., и это стало своеобразным признанием провала политики ассимиляции, направленной на сохранение единства культурно разнообразного населения страны. Модель мультикультурализма подразумевает принятие и понимание возможной культурной инаковости, что наиболее кратко было выражено в популярной формуле «интеграция без ассимиляции». Это выражение подразумевает, что в рамках одного государства могут сосуществовать различные (этнически, конфессионально и т.д.) культурные сообщества, которые не лишаются права на публичное выражение своих ценностных норм и установок, хотя и не могут навязывать их другим. В то же время мультикультурализм может выступать и как средство регуляции и контроля над механизмами, действующими в социуме.

С. Бенхабиб обозначила ситуацию культурного плюрализма термином «радикальный», или «мозаичный»[3] мультикультурализм, понимая под последним наличие в пределах одного политического образования четко дифференцированных общностей, сохраняющих свою идентичность и границы, подобно элементам, составляющим мозаику. По мнению С. Бенхабиб, вышеперечисленные социальные регуляторы обеспечивают жизнеспособность данной модели культуры в ее реальном измерении с учетом того обстоятельства, что сами культуры и субкультуры, образующие мозаичное поле, не являются застывшими, статичными образованиями, но содержат программу роста и изменений.[4]

На политическом уровне можно говорить скорее не о единой системе мультикультурализма, но о различных его формах и особенностях в отдельных странах.[5] Так, зародившийся в Канаде мультикультурализм противопоставлялся концепции «плавильного котла» (melting pot), пропагандируемой в США, при которой предполагается слияние всех культур в единую, что обосновывалось С. Хантингтоном как необходимость поддержания сильной цивилизации в меняющемся мире: «В обозримом будущем пока не предвидится универсальной цивилизации, скорее мы столкнемся с миром различных цивилизаций, каждая из

49 г>

которых вынуждена будет учиться сосуществованию с соседями» . Б то же время уже к 1980-м мультикультурализм стал в американской прессе устоявшимся термином для обозначения процессов, протекающих в обществе и культуре страны. Особенность и канадской, и американской ситуации заключается прежде всего в том, что это государства, созданные путем иммиграции, и в них изначально сосуществовали множество культур. Основной же проблемой американской нации сейчас является необходимость «вместить» выходцев из африканских стран, и концепция мультикультурализма здесь претерпевает некоторые изменения:      в мультикультурной политике США

отчетливо читается тенденция приобщения иммигрантов к ценностям американского общества. Ассимиляционные механизмы в виде массовой культуры, языка, политической системы и системы образования создают ту базовую социальную почву, на основе которой цементируются этнокультурные различия, не противоречащие типическому, вписывающемуся в рамки «американского образа жизни». В то же время принятие политики мультикультурализма свидетельствует об отсутствии искомой этнокультурной гомогенности американского общества, о формировании дополнительных механизмов сдерживания этнического и расового экстремизма.


[1] Carl A. Grant & Gloria Ladson-Billings, eds. Dictionary of Multicultural Education. Phoenix Oryx Press, 1997. P. 182.

[2] Cf. “Multiculturalism ” Wikipedia.

[3] Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру/ Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2003. С.9, 31.

[4] Мамонова В.А. Мультикультурализм: разнообразие и множество // Credo New, 2007, №2. С.20.

[5] Modood Т. Multiculturalism // Oxford Dictionary of Politics. Oxford UP, 2003.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/397184.html    

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.