Быстрый переход к готовым работам
|
Методы исследования способности учащихся к язьь новой и речевой рефлексииКак уже отмечалось, наиболее эффективными методами изучения Языковой личности в целом и способности к рефлексии в том числе Ч- |ются наблюдение за речью старшеклассников в естественных условиях и лингвистический эксперимент, поскольку он позволяет эксллниироваг;. языковое чутье и оценки говорящего. Однако эти оценки отчаои проставлены и в речи школьников («грубо говоря», «проще говоря», <1 короче говоря», «говоря прямо» и др.). Кроме того, материалом для исследования языковой и речевой рефлексии могут служить встречающиеся в речи школьников пояснения, толкования слов, наблюдения над речью олно- классников и речевыми портретами литературных героев. Вторым важным способом изучения рефлексии является лит вис; и- ^ческий эксперимент, который в строгом смысле является ПСИХОЛИНІ ВИеТи- ческим, поскольку во многих случаях мы ставим испытуемого в ситуацию выбора, побуждаем его ответить не на вопрос «можно ли», а «правильно ли» [см. Леонтьев, 1997, с.73-83]. Как уже отмечалось, под эксперимент:.--'* мы понимаем контролируемый процесс, связанный с интенсификацией речевой деятельности. При проведении лингвистического и психолингвистического экспериментов исследователи во многих случаях используют одни и те же приемы, что еще больше затрудняет разграничение этих видов жепер ,- мента. Как отмечает А. Н. Леонтьев, различие между ними «определяет-:* тем, какая именно модель верифицируется. Если это - языковая модель
(модель языкового стандарта), то мы имеем дело с лингвистическим экспериментом. Если же мы верифицируем модель языковой способности или модель речевой деятельности, то в этом случае эксперимент является психолингвистическим» [Леонтьев, 1997, с. 80]. При исследовании готовности к языковой рефлексии респондентам были предложены следующие виды заданий. Первое из предложенных заданий было связано с работой над лексической синонимией: требовалось определить значения слов вздор, настоящий, смотреть, конечно и на основании этого знания подобрать к ним как можно больше синонимов. При выборе слов для данного задания мы учитывали следующие параметры: 1) часть речи (в предложенном списке слов представлены три знаменательные части речи: существительное, прилагательное, глагол - и модальное слово; 2) большое количество синонимов ( по данным словаря у предложенных слов существует от семи (смотреть) до восемнадцати {вздор) синонимов; 3) высокая частота употребления этих слов в речи. Данное задание проверяет готовность определять значение слова и на основании этого знания подбирать слова, близкие по значению, строить синонимический ряд. Кроме того, поскольку в условиях задания не было никаких ограничений, касающихся количества или качества подбираемых слов, мы имеем возможность проверить владение различными стилистическими пластами лексики. Во-вторых, среди слов щепа, щепка, щепотка, щепать, расщепить, прищеплять, щепетильный нужно было найти однокоренные слова. Это задание позволяет проверить готовность старшеклассников видеть связь морфемной структуры слова с его значением в синхроническом аспекте, умение устанавливать современные связи слов и выделять на этом основании группы родственных слов.
Вся работа доступна по ссылке |
|