Быстрый переход к готовым работам
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯВ последние годы в отечественном гражданском процессуальном законодательстве произошли кардинальные изменения, существенно повлиявшие практически на все его институты. Провозгласив себя правовым государством, Россия должна «… соответствовать необходимым международным стандартам, положениям Всеобщей декларации прав человека, сообразуя свою деятельность с практикой других демократических государств»1. Безусловно, большое значение для развития процессуального законодательства имеет и ратификация Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней2. Ратифицировав Конвенцию, Россия распространила на свою территорию юрисдикцию международного правового акта общеевропейского значения, подлежащего применению судами и имеющего в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет над федеральными законами. Такой путь развития процессуального законодательства представляется верным и обоснованным, так как «… права человека имеют универсальный характер, естественно-правовое происхождение и в значительной мере международно-правовое закрепление»3. Вместе с тем, как отмечает В.М. Жуйков, анализ российского процессуального законодательства «… свидетельствует об отсутствии единой кон- 1 Милушева Т.В. Принцип справедливости в контексте проблемы правового ограниче 2 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) 3 Нешатаева Т.Н. Суд и защита прав и свобод граждан Российской Федерации // Тео
18 цепции его развития»1. Однако мы не можем полностью согласиться с данным утверждением, так как реформирование отечественного процессуального законодательства в последние годы происходило на спонтанно, а согласно Федеральной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе “Развитие судебной системы России на 2007-2011годы”»2. В ней было намечено осуществление комплекса взаимосвязанных мер, направленных на повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В Программе, в частности, говорится, что для реализации этих целей необходимо обеспечить открытость и прозрачность правосудия; повысить доверие к нему, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создать условия для осуществления правосудия, обеспечить его доступность; добиться независимости судей; повысить уровень исполнения судебных решений. Отдельное место в Программе уделяется развитию примирительных процедур, направленных на урегулирование конфликта на основе добровольного волеизъявления самих сторон. В документе прямо указано, что внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей, и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов, повышению качества осуществления правосудия. Как считает И.В. Решетникова, в нашей стране возникла насущная необходимость сочетания судопроизводства с альтернативными формами рассмотрения дел3. 1 Жуйков В.М. Предисловие // Теоретические и практические проблемы гражданского, 2 См.: СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248. 3 См.: Решетникова И.В. Состязательность гражданского судопроизводств через
19 Конкретизируя сказанное применительно к арбитражному судопроизводству, О.С. Блакитная говорит о том, что причина стимулирования поиска АРС-процедур лежит в потребности общества в более гибких механизмах, смягчающих формальность правосудия по гражданским делам, способных защитить от рисков, присущих этой формальности1. Т.В. Сахнова замечает по этому поводу: «Оптимизация процесса и поиск новых путей – не в имплементации и формальной унификации правовых предписаний, но в выработке процедурных механизмов, открывающих пути взаимодействия (в том числе разнородных правовых явлений)»2. Легальная основа для применения такой примирительной процедуры, как посредничество, существует в Российской Федерации с 2002 г. В частности, в действующий Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК РФ) было введено понятие «посредник». При этом судьям было вменено в обязанность разъяснять сторонам их право до разрешения спора в суде обратится к посреднику (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ). Однако, как отмечает А.К. Боль-шова, эта «… полезная норма, позволяющая перевести разрешение спора из суда в иную сферу – сферу мирного урегулирования конфликта и тем самым снизить нагрузку на судей, оказалась невостребованной. Достаточно сказать, что из 1 409 503 дел, рассмотренных судьями первой инстанции в 2009 году (речь идет об арбитражном судопроизводстве. – М.Н.), мировые соглашения с участием посредника заключены по 59 делам, что составляет всего лишь 0,004 % от общего количества рассмотренных дел»3. Нельзя забывать также о том, что «… для нормального развития этого института (института примирения. – М.Н.) необходимо законодательное ре- 1 См.: Блакитная О.С. Примирительные процедуры по спорам с административными 2 Сахнова Т.В. Цивилистический процесс: миссия в меняющемся мире // Вестник 3 Большова А.К. Состояние и перспективы нагрузки на судей // Журнал российского
20 шение целого ряда вопросов и установление определенных гарантий от злоупотребления в этой сфере»1. В связи с этим вступление в действие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – ФЗ «О медиации») явилось логическим результатом генезиса в Российской Федерации, с одной стороны, теоретических исследований ученых в сфере альтернативной юрисдикции2 и, с другой стороны, изменением материального и процессуального законодательства, все более ориентированного именно на международные стандарты правосудия. Кроме того, указанные изменения, безусловно, являются следствием более глобальных правовых процессов европейского и мирового масштаба. Так, в 2002 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) был принят типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре (далее – ТЗ ЮНСИТРАЛ), представляющий собой некий свод положений – рекомендаций, предназначенных для включения в национальное право государств, в целях единообразного правового регулирования в указанной сфере. Его разработка велась на основе практики применения согласительных процедур в различных государствах. Кроме того, Европарламент и Совет Европы 21 мая 2008 г. приняли Директиву 2008/52 относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах (далее – Директива ЕС 2008/52). На уровне национального законодательства посредничество известно во Франции, Германии, Австрии, Италии, Нидерландах, Бельгии, Хорватии, Аргентине, Бразилии, США, Великобритании и других странах3. 1 Носырева Е.И. Перспективы законодательной рекомендации посредничества в Рос 2 Подробнее о понятии и видах юрисдикции см.: Лебедев М.Ю. Понятие юрисдикции 3 См.: Носырева Е.И. Формирование модели правового регулирования посредничества
21 Необходимо отметить, что страны «ближнего зарубежья» достаточно оперативно отреагировали на указанные рекомендации. Так, уже с 2004 г. в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь содержатся нормы об урегулировании спора в порядке судебного посредничества1. Примечательно, что указанные нормы не являются простой формальностью, а имеют солидную практику практического применения. На конец 2009 г. процедура посредничества в хозяйственных судах Республики была открыта почти по 17 тыс. дел и завершена по 15, 5 тыс. дел. В 85 % случаев стороны урегулировали спорные правоотношения и заключили соглашение2. Представляется, что подобный итог развития законодательства в области использования примирительных процедур является закономерным и неизбежным. Дело в том, что за рубежом, еще в прошлом веке М. Каппеллет-ти была разработана и научно обоснована так называемая «концепция трех волн» развития, получившая широкое признание среди зарубежных исследователей3, согласно которой любое «государство всеобщего благосостояния» в целях развития доступности правосудия проходит три этапа реформ или «волн». Все три «волны» реформ взаимоувязаны и направлены на достижение одной общей цели – обеспечение возможности различных групп и категорий населения, а также отдельных граждан и организаций беспрепятственно восстановить справедливость. Так вот, как раз третья «волна» развития, по мнению указанного автора, связана именно с распространением разнообразных примирительных процедур урегулирования споров. Причиной тому является необходимость устранения несоответствий самого судебного процесса требованиям доступности правосудия4. 1 См.: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 2 См.: Крывчик Л.Р. Процедура посредничества: проигравших нет // Актуальные про 3 Cappelletti Mauro. Access to Justice and the welfare state. Publications of the European 4 См.: Nadja Alexander. Global trends in mediation. Kluwer Law Internetional. 2006. P. 5.
22 Указанная концепция получила свою практическую реализацию в судебной системе США и ряда европейских государств. Как отмечают исследователи, американские специалисты пришли к выводу, что судебный процесс является универсальным, но зачастую наименее эффективным средством разрешения большинства юридических конфликтов1. В этой связи было предложено вместо «одной двери», ведущей к справедливости через собственно судебный процесс, создать «несколько дверей», т.е. обеспечить сторонам право выбора такой процедуры, которая бы в наибольшей степени удовлетворяла всем критериям исходя из существа и особенностей конфликта. В этом смысле посредничество в США является одной из услуг, предоставляемой судами как учреждениями по урегулированию споров. Законодательным итогом развития указанной концепции в США стало принятие в 2001 г. Единообразного закона о посредничестве, который полностью или частично положен в основу законодательства многих штатов2. Как заявляет В. Лисицын, эффективность, например медиации, как способа разрешения коммерческих споров в США позволяет в досудебном порядке урегулировать около 90 % споров между коммерческими организациями3. Таким образом, в США и ряде стран Европы во второй половине прошлого века произошел отказ от «государственного патернализма» (в рамках которого упор в ликвидации спора делается на государственное судебное правоприменение) и переход к «плюралистическому подходу» (в рамках которого конфликтующим сторонам предоставляется право выбора способа ликвидации спора)4. 1 См., например: Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. 2 Текст указанного закона и его содержание см.: Носырева Е.И. Правовое регулирова 3 См.: Лисицын В.В. Медиация – перспективный способ защиты прав субъектов пред 4 См.: Калашникова С.И. Медиация и концепция «Трех волн» М. Каппеллетти // Тен
23 С учетом сказанного представляется, что ФЗ «О медиации» является существенным шагом в русле формирования эффективного российского законодательства. Согласно современной доктрине сущность закона «… следует измерять его вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, в реализацию прав и свобод человека и гражданина»1. Кроме того, ФЗ «О медиации», на наш взгляд, в полной мере отвечает предъявляемым в процессуальной литературе требованиям к актам подобного рода, а именно соответствует понятию судебной власти в контексте ее социальной функции в обществе2. Как замечает Е.Г. Стрельцова, диспозитивное право стороны, защищающей «… свои права и интересы, традиционно воспринимается как свободное волеизъявление субъекта в отношении выбора предмета защиты, способа защиты и пределов защиты права. Это диспозитивное право реализуется стороной в тех пределах, которые определяет она сама, но способами и в объеме, предоставленными обществом и государством»3.
Вся работа доступна по ссылке |
|