Быстрый переход к готовым работам
|
Формы деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской ФедерацииПод формами деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации понимаются мероприятия, на которых рассматриваются и решаются вопросы, отнесенные к их ведению. Формы деятельности парламентов субъектов Российской Федерации регулируются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, но основное регулирующее воздействие на них оказывают регламенты парламентов. К основным формам деятельности парламентов субъектов Российской Федерации относятся: заседания парламента; заседания постоянных комитетов (комиссий) парламента; парламентские (депутатские) и публичные слушания. Заседания парламента. Это - основная организационная форма работы законодательного органа. Все решения, которые находятся в компетенции парламента, принимаются на заседании всей коллегии депутатов. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что правомочность заседания законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации, т.е. относит решение этого вопроса к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч.11 ст.4). В регламентах парламентов субъектов Российской Федерации данный вопрос решается по- разному. В одних субъектах кворум для признания заседания парламента правомочным установлен в виде большинства от установленного числа депутатов (Республика Адыгея, Волгоградская область), в других (Республика Дагестан, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) - не менее двух третей от установленного числа депутатов, согласно ст.73 Конституции Республики Ингушетия Народное Собрание Республики Ингушетия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов и т.д. Думается, представительная природа регионального парламента требует участия в его заседаниях наибольшего количества депутатов, или, по крайней мере, их значительного большинства. От установленного кворума правомочности заседания законодательного (представительного) органа зависит степень представительности принимаемых им решений. И если она окажется недостаточной, то ставится под вопрос легитимность самих решений. Поэтому, по нашему мнению, в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо установить кворум для признания правомочности заседания законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в количестве не менее двух третей от установленного числа депутатов. В этой связи представляются спорными положения регламентов Законодательного Собрания Краснодарского края (ст.43) и Думы Ставропольского края (ст.47), согласно которым в случае, если на сессии (заседании) законодательного органа присутствует менее двух третей от общего числа депутатов, то сессия (заседание) переносится на другое время. Однако повторно созванная сессия (заседание) уже правомочна при наличии большинства от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа. Таким образом, в результате неисполнения отдельными депутатами возложенной на них обязанности, т.е. участие в работе законодательного (представительного) органа, понижается уровень представительности принимаемых парламентом решений. Депутат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации обязан участвовать в заседаниях регионального парламента, его органов, в состав которых он избран. Регламенты парламентов субъектов Российской Федерации должны устанавливать ответственность депутатов за неучастие в работе регионального парламента, как это установлено Регламентом Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. В случае двукратного отсутствия депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея на сессии без уважительных причин, в том числе в момент голосования, ему не возмещаются месячные расходы, связанные с депутатской деятельностью. Об отсутствии депутата на сессии по неуважительным причинам может сообщаться в средствах массовой информации[1]. Как представляется, данные меры должны дополняться возможностью отзыва таких депутатов избирателями соответствующего округа по инициативе регионального парламента, который, наряду с другими субъектами, должен быть наделен правом возбуждать вопрос об отзыве депутатов, не выполняющих свои обязанности в парламенте. Другой момент - это утрата доверия населения. Утрата доверия населения, как основание отзыва депутата должна давать возможность населению, не дожидаясь очередных выборов, досрочно прекратить полномочия выборного лица, не пользующегося более поддержкой избирателей. Положения об отзыве должны быть закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных • (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Примерные сроки проведения очередных заседаний и вопросы, вносимые на рассмотрение, определяются перспективными и текущими планами работы региональных парламентов и их органов. Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено (ч. 11 ст.4), что правомочное заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца. В одних парламентах субъектов Российской Федерации заседания проходят в рамках сессии, причем, периодичность их проведения в различных субъектах Российской Федерации установлена разная - не реже одного раза в месяц (республики Адыгея и Дагестан), не реже одного раза в два месяца (Республика Калмыкия), не реже одного раза в квартал
(Краснодарский край). В других парламентах субъектов Российской Федерации заседания проходят регулярно с различной периодичностью - не реже одного раза в месяц (Волгоградская область), не реже одного раза в квартал (Карачаево-Черкесская Республика). Заседание Законодательного Собрания Краснодарского края созывается председателем на очередные сессии четыре раза в год: во второй половине марта, июня, сентября и декабря (ст. 15 Регламента Законодательного Собрания Краснодарского края). Очередные заседания Парламента Чеченской Республики созываются в соответствии с графиком проведения заседаний Парламента, утверждаемым распоряжением Председателя Парламента или решением Совета Парламента (ст.49 Регламента Парламента Чеченской Республики). Для обеспечения гарантий эффективности, постоянства деятельности регионального парламента представляется наиболее адекватным проведение заседаний парламентов субъектов Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Помимо очередных заседаний в регламентах парламентов субъектов Российской Федерации предусматривается возможность созыва внеочередных, чрезвычайных, организационных заседаний. Организационное заседание созывается после проведения выборов в парламент субъекта Российской Федерации. На организационном заседании проводится избрание председателя законодательного (представительного) органа, его заместителя (заместителей); образование комитетов (комиссий) и избрание их председателей (заместителей), коллегиальных (совещательных) руководящих органов и т.д. Внеочередные заседания созываются, как правило, по письменному требованию с указанием причин созыва внеочередного заседания не менее одной трети от установленного числа депутатов парламента субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего органа исполнительной власти), а также по инициативе председателя парламента (ст. 28 Регламента Законодательного Собрания Ростовской области). Чрезвычайные заседания созываются председателем парламента субъекта Российской Федерации в случае возникновения экстраординарных ситуаций: введения чрезвычайного и военного положения, массовых нарушений общественного порядка, возникновения эпидемий, стихийных бедствий и других ситуаций, требующих принятия экстренных решений (ст.31 Регламента Волгоградской областной думы). В большинстве регламентов парламентов субъектов Российской Федерации отрегулирован процесс проведения закрытого заседания (ч.б ст.5О Регламента Чеченской Республики, ст.26 Регламента Законодательного Собрания Краснодарского края и т.д.) Важнейший принцип проведения заседаний региональных парламентов - это их гласность и открытость. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности (ч.12 ст.4). Так, например, заседания парламента субъекта Российской Федерации проводятся открыто и гласно (п.4 ст.48 Регламента Парламента Чеченской Республики», ст.ЗЗ Регламента Волгоградской областной Думы и т.д.) Необходимо, чтобы заседания парламентов субъектов Российской Федерации широко освещались в средствах массовой информации, где также отражались бы сведения о порядке работы парламентов, повестка дня ближайших заседаний, выносимые решения по каждому вопросу в повестке дня, отчеты депутатов о проделанной работе и т.д. Парламенты некоторых субъектов Российской Федерации (Республики 12 3 Адыгея, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Ставропольского 4 края ) не установили для граждан возможность присутствовать на заседаниях региональных парламентов. Вполне очевидно, что такая возможность ограничивается разумными пределами в связи с ограниченным количеством посадочных мест в зале заседаний законодательного (представительного) органа, необходимостью обеспечения нормального режима работы для депутатов и т.д. Однако, как представляется, региональным парламентам вполне реально предусмотреть в своих регламентах определенную процедуру для получения гражданами разрешения на участие в заседаниях парламента. Например, в регламентах Законодательного Собрания Ростовской области (ч.9 ст.29) и Законодательного Собрания Краснодарского края (абз.2 ст.36) для граждан установлена возможность участвовать в работе открытых заседаний законодательных органов при условии своевременной подачи в секретариат заявки на участие в заседании (работе сессии), которая удовлетворяется парламентом при наличии условий для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов и т.д. На каждом заседании регионального парламента утверждается повестка дня. Формирование проекта повестки заседания парламента происходит на основании планов законопроектных работ, рекомендаций комитетов (комиссий) парламента, с учетом иных вопросов, внесенных на рассмотрение парламента в установленном порядке. Предложения вносятся вместе с проектами нормативных правовых и иных актов, подлежащих принятию законодательным (представительным) органом. Непосредственно на заседании парламента, как в момент утверждения повестки дня, так и в ходе его работы, могут быть внесены и должны быть проголосованы предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, но исключительно из числа тех, материалы на которые своевременно сданы и рассмотрены в соответствующих органах регионального парламента. В законодательном (представительном) органе подлежат рассмотрению только те вопросы, которые тщательно подготовлены соответствующими профильными комитетами (комиссиями), и материалы по которым заблаговременно розданы всем депутатам для ознакомления. Помимо очередных вопросов региональные парламенты в своих регламентах устанавливают вопросы, имеющие приоритетное значение и подлежащие внеочередному рассмотрению. Например, на сессии[2] Парламента Чеченской Республики внеочередному рассмотрению подлежат: 1) послания и обращения Главы Чеченской Республики; 2) законы Чеченской Республики, отклоненные Главой Чеченской Республики; 3) вопрос о даче согласия на назначение на должности Председателя Правительства Чеченской Республики, его заместителей, а также министров, на назначение которых, в соответствии с Конституцией Чеченской Республики, требуется согласие Парламента Чеченской Республики; 4) вопрос о согласовании назначения на должность прокурора Чеченской Республики; 5) вопрос о назначении на должность конституционных и мировых судей Чеченской Республики; 6) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике; 7) вопрос об утверждении договоров и соглашений Чеченской Республики; 8) вопрос об освобождении от должности Председателя Парламента или его заместителей; 9) вопрос о замещении вакантных выборных должностей в Парламенте; 10) вопрос об изменении численного и персонального состава комитетов или комиссий Парламента; 11) вопрос о прекращении деятельности комитета или комиссии Парламента; 12) вопрос о принятии законопроекта к рассмотрению Парламентом; 13) вопрос о рассмотрении законопроекта в первом чтении, срок рассмотрения которого превысил сроки, установленные Регламентом для предварительного рассмотрения законопроекта; 14) вопрос о рассмотрении законопроекта в первом чтении, если на предшествующем заседании Парламента при рассмотрении этого законопроекта решение о его принятии в первом чтении или об отклонении не было принято; 15) вопрос о рассмотрении законопроекта во втором чтении, срок рассмотрения которого превысил сроки, установленные Регламентом для подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении; 16) вопрос о рассмотрении законопроекта во втором чтении, если на предшествующем заседании Парламента при рассмотрении этого законопроекта решение о его принятии во втором чтении или об отклонении не было принято; 17) вопрос о рассмотрении законопроекта в третьем чтении, срок рассмотрения которого превысил сроки, установленные Регламентом для подготовки законопроекта к рассмотрению в третьем чтении; 18) вопрос о рассмотрении законопроекта в третьем чтении, если на предшествующем заседании Парламента при рассмотрении этого законопроекта решение о его принятии, возвращении на дополнительное рассмотрение во втором чтении или о его отклонении не было принято; 19) вопрос о рассмотрении протеста прокурора Чеченской Республики на закон Чеченской Республики, противоречащий федеральному законодательству; 20) вопрос о признании обращения депутата Парламента депутатским запросом, а также вопрос о рассмотрении ответа на депутатский запрос; 21) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики. Проект повестки заседания Парламента составляется Советом Парламента не менее чем за два дня до заседания. В проект повестки заседания Парламента включаются только те вопросы, для рассмотрения которых подготовлены документы и материалы, представление которых, в соответствии с законодательством Чеченской Республики, является обязательным (ч.б. ст. 52 Регламента Парламента Чеченской Республики). Регламентами парламентов субъектов Российской Федерации установлены следующие виды выступлений депутатов на заседаниях законодательных (представительных) органов: доклад, содоклад, заключительное слово докладчика и содокладчика, выступления по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, слово для справки, для реплики, при использовании права на ответ и др. Как правило, депутат ограничен в своем выступлении определенными временными рамками соответствующего выступления, но с согласия большинства участвующих в заседании депутатов время выступления может быть продлено. Важно, чтобы каждый депутат имел возможность полноценно участвовать в работе заседания регионального парламента, выразить и обосновать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам, если она отличается от позиций его коллег по парламенту. [1] Ч.З и 4 ст.59 Регламента Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея // Официальный сайт Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея (www.gshra.ru) [2] Регламент Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея //Официальный сайт Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея (www.gshra.ru).
Вся работа доступна по ссылке |
|