У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Структура регионального парламента представляет собой внутреннее устройство этого коллегиального органа, соотношение его частей и подразделений. Исходные положения о структуре региональных парламентов содержатся в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Закон закрепляет, что структура законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.4). Дальнейшую конкретизацию положения о структуре региональных законодательных (представительных) органов Российской Федерации получают в законодательстве субъектов Российской Федерации, где особое значение имеют регламенты региональных парламентов.

В структуре парламентов субъектов Российской Федерации можно выделить следующие подразделения:

-  палаты

-  руководство парламента;

-  комитеты и комиссии парламента;

-  депутатские объединения парламента;

-  аппарат парламента.

Палаты. Парламенты субъектов Российской Федерации - однопалатные органы.

Здесь хотелось бы отметить, что до недавнего времени в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике были двухпалатные парламенты, однако в итоге они отказались от двухпалатной структуры парламента. По нашему мнению, в современных условиях России нецелесообразно учреждение двухпалатных региональных парламентов, построенных по образу Федерального Собрания Российской Федерации. У федерального и региональных парламентов отличаются объем предметов ведения, функций и полномочий, их значимость для государства. Двухпалатная структура значительно замедляет законодательный процесс в парламенте. Депутаты верхних палат региональных парламентов, как правило, работают на непостоянной основе, поэтому наличие этой палаты не может являться гарантией от принятия парламентом непродуманных, необоснованных законов. На современном этапе государственного строительства России наиболее адекватной представляется однопалатная структура парламентов субъектов Российской Федерации.

Руководство. Руководитель регионального парламента именуется председателем. В разных законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации он имеет одного или нескольких заместителей, нередко один из которых является первым заместителем. Количество заместителей председателя регионального парламента определяется самим парламентом. Это - выборные должностные лица, в их выдвижении и избрании участвуют все депутаты регионального парламента. Так, например, у председателя Парламента Чеченской Республики - 4 заместителя, один из которых является первым заместителем.

Председатель законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и его заместитель (заместители) избираются на весь срок полномочий парламента.

Правом выдвижения кандидатов в председатели законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации обладают депутаты (республики Адыгея, Калмыкия, Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края), депутатские группы и фракции (Республика Адыгея), депутаты и депутатские объединения (Республика Ингушетия, Чеченская Республика). Возможно самовыдвижение кандидатов (Волгоградская область). В Республике Дагестан правом выдвижения кандидатов в председатели Народного Собрания обладает Президент Республики Дагестан и депутатские объединения (фракции) и т.д.

Председатели законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации избираются тайным голосованием, как правило, с использованием бюллетеней. Регламенты региональных парламентов устанавливают, что вовсе не обязательно, чтобы выборы председателя проходили на альтернативной основе. И это логично, поскольку, если депутатами, депутатскими объединениями выдвинута согласованная кандидатура, то нет необходимости в выдвижении явно бесперспективной в плане избрания альтернативной кандидатуры.

Председатели региональных парламентов и их заместители работают

на профессиональной постоянной основе[1]. Так, председатель Парламента Чеченской Республики возглавляет Парламент и организует его работу; организует планирование работы Парламента; принимает решение о принятии к рассмотрению или об отказе в принятии к рассмотрению законопроектов, внесенных в Парламент в порядке законодательной і инициативы, или передает их для принятия решения в Совет Парламента; подписывает постановления Парламента, протоколы заседаний Парламента и иные документы в соответствии со своими полномочиями; направляет Г лаве Чеченской Республики для подписания и обнародования принятые Парламентом законы Чеченской Республики в порядке, установленном законодательством Чеченской Республики; организует проведение согласительных процедур при отклонении Главой Чеченской Республики законов, принятых Парламентом; осуществляет иные полномочия; возложенные на него федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, республиканскими законами, Регламентом Парламента Чеченской Республики.

По вопросам своей компетенции председатель законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации издает распоряжения.

Различается порядок представления кандидатур на должность заместителя (заместителей) председателя законодательного органа субъекта Российской Федерации. В одних законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации этим правом обладает только председатель законодательного (представительного) органа (республики Дагестан, Калмыкия, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), в других - депутаты и депутатские объединения (Чеченская Республика, Республика Адыгея). Согласно Регламенту Волгоградской областной Думы (п.З ст.6) председатель Думы, депутаты вправе предлагать

кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя Думы. Депутат Думы вправе предложить свою кандидатуру на должность заместителя председателя Думы.

Представляется, что наиболее предпочтительным является порядок, когда кандидатуру заместителя (заместителей) председателя законодательного (представительного) органа представляет депутатам непосредственно председатель регионального парламента. Поскольку дальнейшая работа этих должностных лиц будет строиться на основе доверия друг к другу, председатель парламента должен быть свободен в выборе кандидатуры своего заместителя (заместителей).

Заместители председателя законодательного (представительного) органа координируют деятельность комитетов (комиссий), решают вопросы внутреннего распорядка деятельности законодательного (представительного) органа в соответствии с регламентом парламента и распределением обязанностей между заместителями председателя. Заместитель по поручению председателя парламента в необходимых случаях замещает его, ведет заседания парламента. При наличии в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации первого заместителя председателя указанные полномочия осуществляет он.

Законодательство субъектов Российской Федерации предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий председателя законодательного (представительного) органа и его заместителя (заместителей), добровольного сложения ими своих полномочий и освобождения от должности председателя или его заместителя решением законодательного (представительного) органа (ст. 21, 22, 23 Регламента Парламента Чеченской Республики).

Вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и его заместителя (заместителей) рассматривается на заседании законодательного (представительного) органа при поступлении личного заявления председателя (заместителя председателя) или по предложению группы депутатов. Решение об освобождении председателя и его заместителя (заместителей) принимается на заседании законодательного (представительного) органа тайным голосованием. В некоторых региональных парламентах установлено правило, согласно которому вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации может быть инициирован по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа (Волгоградская область, Краснодарский край), по требованию не менее трех комитетов (Республика Адыгея), по требованию группы депутатов в составе не менее одной четвертой от числа избранных депутатов (Чеченская Республика) и т.д. В одних законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации (Краснодарский край) решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов законодательного органа, в других - необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов от числа избранных депутатов (Ставропольский край) и т.д.

В регламентах парламентов субъектов Российской Федерации должны быть установлены конкретные основания для инициирования вопроса об освобождении от должности председателя законодательного (представительного) органа и его заместителя (заместителей). Например, Регламент Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея устанавливает следующие основания:

- превышение председателем и его заместителем (заместителями) полномочий, установленных Регламентом;

неоднократное отсутствие председателя и его заместителя (заместителей) на сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея без уважительных причин или неоднократное несоблюдение депутатской этики на заседаниях Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея;

- использование служебного положения в личных целях, связанное с получением любых доходов.

Все эти меры должны оградить депутатов от непродуманных, спонтанных решений, вызванных политическими пристрастиями или сложившейся конъюнктурой.

В ряде законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов (комиссий) и подготовки пленарных заседаний создаются коллегиальные (совещательные) руководящие органы. В региональных парламентах они называются по-разному:                                                                         Президиум

(Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика), Совет (Волгоградская область, Ростовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика) и т.д. В состав данных органов, как правило, входят председатель законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов (комиссий), иногда руководители депутатских фракций и групп (Волгоградская область). В других законодательных органах субъектов Российской Федерации президиумы и советы не создаются, а соответствующую работу выполняют председатель законодательного органа и его заместитель (заместители).

Коллегиальный орган возглавляет председатель регионального парламента, который председательствует на заседаниях этого органа. В заседаниях коллегиальных органов вправе участвовать без права решающего голоса представители высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представители субъектов законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах. Депутаты и работники аппарата регионального парламента также вправе участвовать в заседаниях коллегиального органа без права решающего голоса.

В компетенцию коллегиального органа в основном входит решение организационных вопросов по подготовке и проведению заседаний (сессий) законодательного органа субъекта Российской Федерации. Протокольные решения коллегиального органа имеют рекомендательный характер. Они не вправе решать вопросы, находящиеся в компетенции регионального парламента. Региональный парламент имеет право отменить решения коллегиального органа.

Полагаем, что в региональных парламентах, при которых созданы коллегиальные (совещательные) органы, работа строится более планомерно и эффективно.

Комитеты и комиссии. В каждом региональном парламенте создаются внутренние органы для наиболее эффективной организации работы парламента. В законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, как правило, создаются и комитеты, и комиссии, причем, они могут быть как постоянными, так и временными. Постоянные комитеты (комиссии) формируются на весь срок полномочий регионального парламента и решают общие вопросы законопроектной работы, временные комиссии образуются на ограниченный срок для решения определенных вопросов, после чего их деятельность прекращается.

Порядок организации и деятельности комитетов (комиссий) региональных парламентов регулируется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, регламентах законодательных (представительных) органов и положениях о комитетах (комиссиях), утверждаемых постановлениями региональных парламентов. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о количестве постоянных комитетов (комиссий). Так, в Народном Собрании Республики Дагестан создано 10 комитетов, в Законодательном Собрании Ростовской области - 8

комитетов и одна постоянная комиссия, в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики -                                                     8 постоянных комитетов, в

Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея - 11 комитетов и одна постоянная комиссия, в Государственной Думе Астраханской области - 8 постоянных комитетов, в Парламенте Чеченской Республики - 10 комитетов и три постоянные комиссии, в Законодательном Собрании Краснодарского края - 15 постоянных комитетов и т.д.

Почти во всех региональных парламентах перечень постоянных комитетов (комиссий) устанавливается постановлением законодательного (представительного) органа, что дает региональному парламенту возможность самостоятельно изменять этот перечень в любое время, соответственно было бы целесообразно перечень комитетов (комиссий) региональных парламентов закрепить в законодательном порядке.

Постоянные             комитеты             (комиссии)             законодательных

(представительных) органов субъектов Российской Федерации формируются по функционально-отраслевому принципу. Например, в Парламенте Чеченской                                  Республики          по функциональному признаку образованы

следующие комитеты (ст. 26 Регламента Парламента Чеченской Республики): по регламенту, межнациональным и межконфессиональным отношениям, внешним    связям и          информационной политике; по вопросам

законодательства, государственного строительства, местного самоуправления; по вопросам законности, правопорядка и безопасности; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; по бюджету, банкам и налогам;       по вопросам                экономической, инвестиционной политики и

имущественных отношений; по социальной политике; по вопросам промышленности, энергетики, транспорта и связи; по вопросам АПК, экологии и природных ресурсов; по поиску лиц, без вести пропавших в период проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В соответствии с решением Парламента Чеченской Республики (ст.32 Регламента Парламента Чеченской Республики) созданы постоянные комиссии Парламента (мандатная, счетная комиссия и комиссия по Регламенту).

Определенной спецификой Парламента Кабардино-Балкарской Республики является наличие в его составе Комитета по межнациональным отношениям, который формируется из числа депутатов кабардинской, балкарской, русской национальностей на паритетной основе. Комитет рассматривает вопросы, затрагивающие национальные проблемы, относящиеся к ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Для вынесения вопроса на рассмотрение комитета необходимо обращение не менее половины депутатов Парламента кабардинской, балкарской либо русской (и иных) национальностей. Решение комитета принимается большинством голосов от установленного числа его членов. По согласованным с комитетом проектам актов Парламент принимает решения большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики (ст. 104 Конституции Кабардино- Балкарской Республики).

Отличительной особенностью[2] Думы Ставропольского края является наличие в ее составе такого структурного подразделения, как Контрольно­счетная палата, действующая на правах комитета. Для сравнения отметим, что в остальных субъектах Российской Федерации контрольно-счетные (счетные) палаты действуют в качестве самостоятельных органов государственного финансового контроля, хотя и подотчетных региональным парламентам. В состав Контрольно-счетной палаты Думы Ставропольского края входят председатель, аудиторы и эксперты-консультанты. Председатель палаты избирается на должность из числа депутатов Думы Ставропольского края на срок ее полномочий. Председатель осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Аудиторы и эксперты- консультанты являются государственными служащими государственной службы Ставропольского края.


[1] Ст.6 Регламента Парламента Чеченской Республики //Официальный сайт Парламента Чеченской Республики (www.parlamentshr.ru).

[2] Ст. 30 Регламента Государственной думы Ставропольского края // Официальный сайт Государственной Думы Ставропольского края (www.dumask.ru).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/100296.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.