У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основы конституционно-правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Основы конституционно-правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)[1], а также в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации используется как термин «орган законодательной власти», так и термин «представительный орган», что свидетельствует об отсутствии у законодателя единого подхода к данному вопросу. Например, в части 2 статьи 66 устанавливается право законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации принимать законы, определяющие статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В части 1 статьи 77 речь идет о представительных органах государственной власти, система которых устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. При закреплении порядка формирования Совета Федерации определено, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, в том числе один - от представительного органа государственной власти (ч.2 ст.95). Правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации наделены органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 125). В статье 136 Конституции России право субъектов Российской Федерации решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием Российской Федерации поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (ч.1       ст.4). Такой порядок организации работы позволяет

использовать депутатам при реализации своих функций целый комплекс организационно-правовых форм - через сессии, деятельность постоянных и временных комитетов и комиссий, проведение парламентских (депутатских) и публичных слушаний.

На основании легального определения, данным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вслед за Конституцией Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в конституциях и уставах формулируют понятия своих парламентов. Формулировки региональных парламентов, аналогичные формулировке, использованной в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», содержатся в Конституции Чеченской Республики (ст. 78), в уставах Ростовской области (ст. 31) и Ставропольского края (ст. 24). В Республике Адыгея Государственный Совет-Хасэ (ст. 63) и в Астраханской области Государственная Дума (ст. 15) названы постоянно действующими высшими и единственными законодательными (представительными) органами государственной власти. В Конституции Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание (Парламент) является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом (ст. 78). В конституциях Республики Северная Осетия-Алания (ст. 66) и Кабардино-Балкарской Республики (ст. 91) парламентам дана характеристика представительного и законодательного органа государственной власти. В Конституции Республики Дагестан (ст. 59) Народное Собрание - Парламент определен как постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти, в Уставе Краснодарского края (ст. 24) Законодательное Собрание является постоянно действующим законодательным и представительным органом государственной власти и т.д.

Основные законы остальных субъектов Российской Федерации используют иные комбинации характеристик парламентов. Так, Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия определяет Народный Хурал (Парламент) как высший законодательный (представительный) орган государственной власти республики (ст. 33). В Конституции Республики Ингушетия используется характеристика Народного Собрания как постоянно действующего высшего представительного и единственного законодательного органа государственной власти республики (ст.72), а наиболее полное определение парламента содержит Устав (Основной закон) Волгоградской области, который характеризует Волгоградскую областную Думу как постоянно действующий, высший и единственный, выборный представительный и законодательный орган государственной власти (ст. 22) и т.д.

Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает возможность показать его функциональное назначение. Что же касается термина «представительный», то он характеризует, прежде всего, его природу и источник образования. Выборный орган создан для выполнения основной функции - принятия закона. В принимаемых актах он должен отражать потребности избирателей республики, области, края, области, быть представителем их интересов при решении наиболее важных вопросов жизни региона. Термин «представительный» означает лишь то, что этот орган избран народом и осуществляет представительские функции, является проводником интересов населения.

По нашему мнению, одновременное использование в определении органа государственной власти субъекта Российской Федерации терминов «законодательный» и «представительный» следует считать некорректным. Законодательный орган не является единственным представительным органом государственной власти в субъекте Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации также имеются представительные органы местного самоуправления, которые хотя и не являются органами государственной власти, тем не менее, осуществляют публичные представительские функции.

Главный признак, отличающий законодательный орган субъекта Российской Федерации от других выборных представительных органов власти субъекта Российской Федерации - осуществление законодательной функции. Федеральный законодатель совершенно справедливо определяет статус регионального парламента как единственного органа законодательной власти субъекта Российской Федерации. Никакие другие представительные органы власти в субъекте Российской Федерации не имеют права осуществлять законодательную деятельность, т.е. принимать законы.

 

Поэтому, думается, следует согласиться с А.Ф. Малым в том, что «при определении названия выборного органа субъекта Российской Федерации необходимо отдать предпочтение термину «законодательный». Термин «представительный» должен использоваться для характеристики выборного органа»[2]. Но если региональный парламент является единственным законодательным органом в субъекте Российской Федерации, то использование в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» формулировки «высший» орган законодательной власти представляется некорректным. Региональный парламент является не высшим законодательным, а высшим представительным органом субъекта Российской Федерации.

Основываясь на вышеизложенных доводах, мы предлагаем следующее определение регионального парламента: «Законодательный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим единственным законодательным и высшим представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет, что

наименование законодательного органа государственной власти субъекта

Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта

Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных

традиций субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.4). В субъектах Российской

Федерации законодательные органы называются по-разному: в Республике

Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Чеченской республиках -

Парламент; в республиках Дагестан и Ингушетия - Народное Собрание; в

Республике Адыгея - Государственный Совет-Хасэ; в Республике Калмыкия

- Народный Хурал (Парламент), в Астраханской области - Дума

Астраханской области, в Карачаево-Черкесской Республике - Народное • Собрание (Парламент), в Ставропольском крае - Дума; в Волгоградской области, Ростовской области, Краснодарском крае - Законодательное Собрание и т.д.

Здесь необходимо отметить, что наименования законодательных органов в республиках Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Дагестан и Ингушетия не соответствуют историческим, национальным и иным традициям, как установлено федеральным законодательством[3].

Например, если обратиться в историческое прошлое Чеченской Республики, то обычное право чеченцев дает уникальное представление о первом чеченском парламенте - Мехк-кхел. На протяжении столетий Мекх- кхел регулировал различные вопросы государственного масштаба: конфликты между различными чеченскими обществами, с соседними народами или государством, вопросы вероисповедания, необходимость обсудить и утвердить изменения в обычном праве .

Народный форум в Балкарии назывался Уллу Тёре - Большой или Верховный Тёре, малый или ущельский Тёре - Гитче Тёре; аульный - Эль- Тёре. По утверждению доктора филологических наук Х.Х. Малкондуева, выборы в Тёре проходили раз в семь лет и отличались высокой демократичностью.

Высшими формами государственного правления были: в Кабарде - Советы князей и уорков[4], в Ингушетии - Мехк-Кхел, в Дагестане - Джамаат. Фундаментом политического устройства гражданской общины у осетин являлся Ныхас - народное собрание, имевшее многоступенчатую структуру. Верховный ныхас опирался на территориальную систему представительных органов местного самоуправления - квартальные, общесельские, коленные Ныхасы. Местный Ныхас выдвигал депутатов в народное собрание

следующего уровня. Легитимность народного собрания гражданской общины определялась присутствием полномочных депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании ополчения и при выборах посреднического суда[5].


[1] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №184- ФЗ (ред. от 07.06.2013) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[2] Малый А.Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 2003.

[3] ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1 Б.М. Зумакулов Институт выборов в истории Кабардино-Балкарии/ изд. Центр «ЭЛЬ-ФА». 2005

[5] Бзаров Р. С. Социальная история осетин и теория Ж.Дюмезиля /Эпос и мифология осетин и мировая культура: Издательство «Ир» г. Владикавказ, 2003.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/100296.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.