Быстрый переход к готовым работам
|
Оптимизация законодательных мер противодействия коррупциоиным преступлениямПереход от распределительной экономики к рыночным отношениям изменил характер функционирования современного Российского государства. Отказ от монопольного регулирования обусловил необходимость установления правовых основ рынка, развития отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности на принципах честной конкуренции. Предприниматели, приобретающие конкурентное преимущество неконкурентным образом, не могут выступить в качестве надежного фундамента рыночной экономики. Крайне вредными являются рассуждения даже о частичном оправдании коррупции. Например, С. Роуз-Аккерман пишет о допустимости превращения взяток в «легальный механизм стимулирования» «в отдельных сферах государственной службы» и предлагает «легализовать такого рода действия»[1]. Обращение к публикуемому Транс- перенси Интернешнл Индексу восприятия коррупции за 2012 г. и Докладу Организации Объединенных Наций, где приведен рейтинг стран по уровню жизни, показало, что десять наименее коррумпированных стран и десять государств- лидеров по средней продолжительности жизни, уровню развития медицины, образования, правовой и социальной защищенности граждан совпадают на 90%. В 2013 г. совпадение наименее коррумпированных с наиболее «счастливыми» странами составило 80%[2]. Коррупция поражает практически все сферы функционирования государства и является его абсолютной дисфункцией. На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции Генеральный прокурор Ю. Чайка сообщил, что в 2013 г. на 41 % возросло количество раскрытых преступлений коррупционной направленности, совершенных организованной группой или преступным сообществом[3]. «Коррупция, - пишет Т. Я. Хабриева, - давно уже не сводится к тривиальным видам взяточничества и злоупотреблений. Она охватывает такие виды правонарушений, как коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, коррупционный протекционизм, непотизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, вымогательство, злоупотребление властью или должностным положением, совершаемое для удовлетворения корыстных интересов...»[4]. Коррупционные отношения по определению предполагают соучастие. Трансперенси Интернешнл традиционно ранжирует ведущие экономики мира в зависимости от склонности предпринимателей решать коммерческие вопросы при помощи взяток. Каждому государству присваивается Индекс взяткодателей, который основывается на мнении руководителей компаний. По итогам 2011 г., Россия 481 из 28 стран заняла самое «непочетное» последнее место . По результатам опроса, проведенного Левада-Центр, 42 % респондентов считают, что «с помощью взятки многие повседневные и деловые проблемы удается решить быстрее и дешевле, чем официальным путем»[5]. По сведениям бывшего председателя Центробанка С. Игнатьева (который решился об этом сказать лишь после ухода в отставку), чистый отток капитала в 2012 г. составил $56,8 млрд, до 60% денег вывезено из,России незаконно. Эта сумма сопоставима с объемом всех федеральных расходов на образование или здравоохранение. Больше половины объема сомнительных операций проводится фирмами, связанными друг с другом. «Создается впечатление, говорит он, что все эти фирмы контролируются одной хорошо организованной группой лиц» и, видимо, где-то наверху[6]. «Результаты анализа расследуемых уголовных дел, - сообщил на заседании Совета по противодействию коррупции 13 января 2011 г. Директор ФСБ России А. В. Бортников, - свидетельствуют, что большая часть преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически структурированными, со строго распределёнными ролями. Мы анализируем составляющую, которая на сегодняшний день в процессуальном отношении имеет место, и видим, что, как правило, привлекаются отдельные коррупционеры, а в большинстве своём они являются организаторами преступных схем, в которые вовлечено большое количество тех, кто способствует проведению этой деятельности»[7]. Основные усилия сотрудников контролирующих органов должны быть «направлены на выявление и пресечение фактов хищения бюджетных средств, коррупционных проявлений при заключении и выполнении государственных и муниципальных контрактов, наличия сговоров на рынке 485 закупок» . Так, за злоупотребление должностными полномочиями и ряд других должностных преступлений был осужден бывший мэр г. Томска. «С 2003 по 2006 годы Макаров, обладая правами по распоряжению земельными участками в городе, вопреки интересам службы, для личного обогащения и обогащения членов своей семьи (жены, детей, зятя и одного из друзей семьи) вынёс 12 постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов и о разработке проектов планировки территорий кварталов г. Томска. При этом Макаров знал, что все эти лица не занимаются никакой строительной деятельностью, а заявки на получение земельных участков ими подаются для получения в дальнейшем денежных 486 средств от коммерческих сделок...» . Несмотря на очевидную прикосновенность к совершению преступления родственников и друзей осужденного мэра, никакой ответственности они не понесли, так как закон ее не предусматривает. Пункт 25 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных 487 коррупционных преступлениях» предписывает действия должностного лица, которое заключило договор, на основании которого перечислило вверенные ему
средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг квалифицировать как растрату вверенного имущества. Подобный подход является социально обусловленным, но, как справедливо утверждает Н. А. Лопашенко, «для таких заключений современная редакция ст. 160 УК РФ оснований не дает»488. Денежные средства не вверены, а находятся в ведении у должностного лица, которое принимает решение об их перечислении. Кроме того, остается нерешенным вопрос о юридической оценке поведения контрагентов, на счета которых перечисляются похищенные средства. Они осознают, что вступают с должностным лицом в заведомо ущербную для государства коррупционную сделку. В случае если заинтересованное лицо не организовывало должностного преступления и не подстрекало к его совершению, найти правовые основания уголовной ответственности практически невозможно. Отсутствие ясности при определении роли потребителей коррупционных услуг ослабляет потенциал уголовного закона в предупреждении коррупции. Как, например, оценивать поведение соучредителей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если их «коллега», будучи должностным лицом, предоставляет такой организации льготы и преимущества или покровительствует в другой форме? Можно ли рассматривать в качестве предметов, добытых преступным путем, доходы предпринимателя, полученные в результате выполнения условий контракта, заключенного благодаря злоупотреблению должностного лица при организации и проведении конкурса?
Так, Курганским городским судом вынесен приговор бывшему заместителю начальника регионального управления Федеральной налоговой службы России, обвинявшемуся в злоупотреблении полномочиями. В ходе судебного следствия установлено, что в декабре 2009 г. заместитель начальника управления Федеральной налоговой службы России по Курганской области С. Зуев, являющийся одновременно председателем аукционной комиссии данного ведомства, организовал
приобретение для нужд УФНС компьютерной и оргтехники на общую сумму около 2,7 млн рублей без проведения предусмотренных законодательством процедур торгов. При этом он действовал в интересах коммерческой организации. Стоимость компьютерной и иной оргтехники была завышена по сравнению со среднерыночными ценами более чем на 787 тыс. рублей[8]. Руководитель коммерческой .организации, вступивший в заведомо невыгодную для государства сделку, никакой ответственности не понес. В исследуемой ситуации наиболее близкими по содержанию видами поведения пособника, описанными в ч. 5 ст. 33 УК РФ, являются предоставление средств совершения преступления и обещание приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем. Средства совершения преступления субъект применяет непосредственно во время осуществления объективной стороны посягательства. К таковым, в числе прочего, относят подложные документы. Является ли пособником гражданин, предоставивший должностному лицу подложный документ, «обосновывающий» последующее незаконное управленческое решение? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Например, при совершении мошенничества подделанные ранее документы используются для обмана потерпевшего, т.е. в процессе выполнения объективной стороны посягательства. Поэтому они являются средствами преступления. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит в принятии властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного решения. Возможно, подложные документы создают благоприятную обстановку для нарушения служебного долга, но непосредственно во время его совершения они не применяются и способ должностного злоупотребления не характеризуют. [1] Роуз-Аккерман С Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского. М., 2003. С. 298. [2] URL: http://gtmarket.ni/news/2013/09/l 1/6242. [3] ' Заседание Президиума Совета по противодействию коррупции 24 июня 2014 г. URL: http: //state. kremlin .ru/face/46150. [4] Хабриева Т. Я. Коррупция и право : доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 14. [5] Общественное мнение - 2011. М., 2012. URL: http://www.levada.ru/books/ obshchest- venoe-mnenie-2011. Тезисы содоклада В. В. Лунеева на расширенном заседании Бюро Отделения общественных наук РАН 29 апреля 2013 г. «Фактические и правовые реалии противодействия экономической преступности». URL: http://crimpravo.ru/blog/2454.html#comments. [7] Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции 13 января 2011. URL: http://npe3HfleHT^/transcripts/10067. [8] Курганский высокопоставленный налоговик, причинивший бюджету ущерб в 800 тыс. рублей, отделался штрафом. URL: http://ura.ru/content/kurgan/30-08-2012/news/1052146887.html.
Вся работа доступна по ссылке |
|