Быстрый переход к готовым работам
|
ВзяточничествоПолучение взятки является наиболее распространенным и опасным должностным преступлением. Оно подрывает авторитет государства, разрушает возможность государственного управления. У получающего взятку должностного лица, наряду с осознанием противоправности собственного поведения, возникает коррупционная зависимость от взяткодателя. Служебную деятельность подобного чиновника направляет уже не публичная воля, а частный интерес. Взяточничество парализует осуществление государственных функций. В приговоре по делу в отношении участкового уполномоченного К., который прибыл для проведения проверки в торговый павильон Ш., указано: «К. получил взятку, с тем чтобы в дальнейшем не вмешиваться в коммерческие дела Ш.»[1]. Таким образом, была подорвана возможность осуществления государственного контроля, не обеспечены охрана здоровья населения, защита прав и законных интересов граждан. Сущность получения взятки заключается в извлечении должностным лицом незаконной выгоды из своего служебного положения и возникающей у чиновника обязанности перед взяткодателем. Взяточничество - это реализованный или потенциальный отказ должностного лица от независимого и законного принятия ^ * решении, признание несостоятельности институтов власти и управления, а следо- вательно, возможности государства обеспечить правопорядок. Повышенная общественная опасность взяточничества состоит и в присущем ему свойстве побуждать должностных лиц к совершению других преступлений и правонарушений. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2010 г. основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ) вменен 604 осужденным за данное преступление, а за получение взятки за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ) осуждены 1213 человека. В 2011 г. ч. 1 ст. 290 УК РФ вменена 423 должностным лицам, а за незаконные действия получили взятку 686 осужденных. В 2013 г. осуждены по ч. 1 ст. 290 и ч. 3 ст. 290 УК РФ соответственно 381 и 857 человек. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2012 г. сотрудниками правоохранительной системы установлено 6576 фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ), совершенных 1687 должностными лицами. Зарегистрировано 3182 факта дачи взятки (ст. 291 УК РФ), выявлено 2671 лицо, совершившее указанное деяние. Кроме того, в 2012 г. поставлено на учет 399 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ), выявлено 151 лицо-, их совершившее[2]. В работе мы обращаемся только к наиболее актуальным вопросам ответственности за взяточничество. Изучение практики применения ст. 290 УК РФ и теоретическое осмысление содержания запрета позволяют выявить значительные пробелы в уголовно-правовом противодействии коррупции. Признаки получения взятки достаточно подробно указаны в диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ. В настоящее время в качестве субъекта получения взятки выступают не только российские, но и иностранные должностные лица, которые назначаются или избираются и занимают какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, а также публичного ведомства или публичного предприятия.' В советский период Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. «карал» получение взятки «...за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей...». В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. речь шла о каком-либо действии, «...которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения». Статья 173 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. под страхом наказания запрещала получение взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения. В российском уголовном праве, - с точки зрения Ю. Е. Пудовочкина, - реализована конструкция, сочетающая в себе широкое понимание действий должностного лица и узкую трактовку предмета взятки[3]. В части 1 ст. 290 УК РФ определены три вида поведения, за которое может быть получена взятка. Первый - это действия (бездействие), входящие в служебные полномочия должностного лица, второй - действия (бездействие) другого должностного лица, которым взяткополучатель может способствовать благодаря своему служебному положению, и третий - взятка может быть получена за общее покровительство и попустительство по службе. «Все три последние разновидности действий должностного лица, - пишет В. М. Корякин, - предполагают в принципе их правомерный характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействие) законны... Преступными они становятся 441 -г в связи с тем, что совершаются именно за взятку» . Такая оценка содержания возможного поведения за взятку требует уточнения. Законодатель обоснованно незаконные, в том числе и преступные действия, за которые виновный получает взятку, рассматривает как обстоятельство отягчающее квалификацию (ч. 3 ст. 290 УК РФ). Применительно к «общему попустительству и покровительству по службе» в теории и на практике вопрос о степени конкретности деяния, совершаемого за взятку, решался неоднозначно. Следует согласиться с Н. А. Лопашенко в том, что «...и общее покровительство, и попустительство по службе— это совершенно конкретные действия (бездействие) должностного лица в интересах взяткодателя»[4]. В постановлении Пленума Верховного Суда от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняется: «...при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем». Исходя из толкования общего попустительства и покровительства высшей судебной инстанции, представляется, что факт осознания взяткополучателем конкретных действий, которые от него в будущем, возможно, потребуются, должен быть доказан. Конкретные примеры поведения, представляющего собой общее попустительство и покровительство по службе, приводятся Верховным Судом. Оно может «...проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответст- 443 венности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения» . Поэтому можно говорить о неоправданной конкуренции основного состава с ч. 3 ст. 290 УК РФ, предусматривающей ответственность в случае получения взятки за незаконные действия. Подобное противоречие между основным и квалифицированным составом, а также возможность путем использования понятия «общее покровительство и попустительство» ввести правоприменителя в заблуждение относительно содержания служебного поведения, за которое может быть получена взятка, привели нас к выводу о допустимости его исключения из диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ[5]. При получении взятки за действия (бездействие), которым должностное лицо может способствовать в силу должностного положения, словосочетание «должностное положение» не должно вводить лицо, применяющее закон, в заблуждение. Используя это самое положение, взяткополучатель добивается действий (бездействия), входящих в служебные полномочия другого должностного лица, за которые, собственно, и принимается предмет взятки. Причем, такое способствование, - отмечает JI. Л. Кругликов, - может осуществляться не только посредством принуждения, но и путем указаний, советов и просьб[6]. Как получение взятки за способствование действиям других должностных лиц в силу своего служебного положения были квалифицированы действия начальника таможенного поста А. Не соглашаясь с мнением защиты, согласно которому таможенное оформление товаров не входило в полномочия А., высшая судебная инстанция пояснила: А. «...определял... формы ускорения процедур таможенного оформления, которые он реально мог использовать, исходя из своих полномочий начальника поста, а именно: сведение досмотра до минимума, использование договоренностей с инспекторами, зависимыми от него по службе, прогнозирование ситуации заранее при изменении ряда условий импортирования товаров, в целях облегчения процедуры таможенного оформления»[7]. Военный комиссар Пермской области получил взятку от директора ЗАО «Военно-мемориальная компания» за оказание содействия в реализации ее коммерческих планов. Взяткополучатель потребовал от подчиненных ему военных комиссаров проводить заказы на изготовление и установку памятников только через Пермский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания»[8]. У осужденного не было полномочий отдавать подобные приказы. В данном случае он использовал служебное положение, в частности, то обстоятельство, что районные военные комиссары находятся у него в подчинении, позволило виновному оказывать влияние на принятие ими административно-хозяйственных решений. [1] Архив Октябрьского районного суда г. Омска за 1996 г. Уголовное дело № 1-208. [2] Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. URL: http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540/. [3] Пудовочкин Ю. Е. Получение взятки как корыстное преступление // Уголовное право. 2013. №5. С. 98. [4] Лопашенко Н. А. О некоторых проблемах понимания и толкования взяточничества и коммерческого подкупа (квалификационные проблемы) // Уголовное право. 2013. № 5. С. 87. [5] См. подробнее : Борков В Н О получении взятки за общее попустительство и покровительство по службе // Уголовное право. 2003. № 3. С. 11-15. [6] Кругликов Л. Л. К проекту Постановления о коррупционных преступлениях : вопросы структуры и содержания // Уголовное право. 2013. № 5. С. 78. 4 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2008 г. № 9-008- 53 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [8] Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. № 3-74/03 / http://www.supcourt.ru.
Вся работа доступна по ссылке |
|