У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Признаки коррупционного преступления

Уголовный закон не содержит перечня коррупционных преступлений и не определяет их признаков. Согласно данным статистики число выявляемых пося­гательств, предусмотренных главой 30 УК РФ «Преступления против государст­венной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», становится меньше (2011 г. - 34783, 2012 г. - 31010, 2013 г. - 26642), а количество зарегистрированных преступлений коррупционной направ­ленности растет (2011 г. - 40407, 2012 г. - 495ІЗ)[1]. По мнению С. В. Максимова, законодательное определение коррупционных проявлений - это лишь предпосыл­ка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован и за ним мог быть установлен эффективный контроль. Это обусловлено тем, что не всякое определе­ние коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднознач-

TQQ

ность и для применения которого не нужно содержать армию толкователей .

В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противо­действии коррупции» определено, что коррупция - это «злоупотребление слу­жебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномо­чиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[2].

Законодатель не назвал наиболее существенные признаки коррупции, а пере­числил отдельные коррупционные деяния. Таковыми могут быть не только пре­ступления, но и административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Последнее состоит в несоблюдении чиновниками ограничений и запретов, уста­новленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Коррупционные проступки, в отличие от соответствующих преступлений, не причиняют сущест­венного вреда интересам личности, общества и государства. Они создают угрозу или предпосылки разрушения правоотношений в сфере осуществления функций государства. К ним законодатель относит получение подарков, невыполнение обязанности декларировать имущество, доходы и расходы, неуведомление руко­водителей о склонении к совершению коррупционных действий, возникшем кон­фликте интересов и т.д.

Коррупционные правонарушения могут совершаться «от имени или в инте­ресах юридического лица». Ответственность за незаконную передачу вознаграж­дения от имени юридического лица предусматривает ст. 19.28 КоАПРФ. Заме­тим, что к административной ответственности привлекается именно юридическое лицо, а в действиях передающего предмет вознаграждения должностному лицу или управленцу коммерческой организации присутствуют признаки дачи взятки

(ст. 291 УК РФ) или коммерческого подкупа (чч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ). Феде-

;

ральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3[3] дополнил Кодекс об администра­тивных правонарушениях РФ ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой дея­тельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципально­го служащего». Бланкетный характер нормы подчеркивается ссылкой на то, что указанные в названии действия совершаются с нарушением требований, преду­смотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противо­действии коррупции».

Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит официального переч­ня коррупционных преступлений, хотя примеры определения той или иной груп­пы посягательств в законе имеются. Так, в п. 2 примечания к ст. 2821 УК РФ дает­ся определение преступлений экстремистской направленности. Потребность в таком определении объясняется тем, что сама ст. 2821 УК РФ предусматривает ответственность за организацию экстремистского сообщества, которое создается для совершения соответствующих посягательств.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 ию­ля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных кор­рупционных преступлениях»[4] к таковым отнесены, в частности, преступления, предусмотренные ст. ст. 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ. В данном случае высшая судебная инстанция руководствовалась ведомственными нормативными актами, которые в целях совершенствования статистической отчетности используют по­нятие преступления коррупционной направленности. В исследуемом аспекте ин­тересен приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23 [5], который обязывает прокуроров подавать «сведения о результатах рассле­дования уголовных дел коррупционной направленности». Заметим, документ появился до принятия Закона «О противодействии коррупции». Преступления коррупционной направленности согласно установленной форме отчетности, пре­дусмотрены следующими нормами: ч. 3 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 160, ст. 170, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 1741, чч. 2 и 3 ст. 178, ч. 2 ст. 198, ст. 201, ст. 204, ч. 3 ст. 210, ч. 2 ст. 285, ст. 2851, ст. 2852, ч. 2 ст. 286, ст. 288, ст. 289, ч. 3 ст. 290, ст. 291, ст. 292, ч. 3 ст. 294 УК РФ.

Примечательно, что в приказе к коррупционным преступлениям отнесены злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных пол­номочий и получение взятки только при совершении данных посягательств лица­ми, занимающими государственные должности Российской Федерации и субъек­тов Федерации. Считаем такую дифференциацию основных видов должностных преступлений искусственной. Кроме того, согласно-данным Судебного департа­мента при Верховном Суде Российской Федерации (форма № 10-а) в 2013 г. толь­ко 5% осужденных за должностные превышения и злоупотребления были субъек­тами чч. 2 ст.ст. 285 и 286 УК РФ, а среди лиц, осужденных за получение взятки, таких оказалось всего 2%.

Существует приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие фор­мы статистической отчетности “Сведения о противодействии коррупции при ор­ганизации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреж­дению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации” в системе Следственного ко­митета при прокуратуре Российской Федерации»[6]. Заметим, авторы приказа

Следственного комитета не ограничились указанием на злоупотребления, превы-

и

шения и получение взятки, совершенные только лицами, занимающими государ­ственные должности Российской Федерации и субъектов Федерации. Кроме того, в отличие от приказа Генпрокуратуры, перечень Следственного комитета допол­нен ст. 1451 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», ст. 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа», ст. 305 «Вы­несение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта», ст. 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи пока­заний либо к неправильному переводу».

Указанием Генеральной прокуратуры РФ № 744/11 и МВД РФ № 3 от 31 де­кабря 2014 г. [7] (далее - указание) введены перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчет­ности. К преступлениям коррупционной направленности (перечень № 23) отно­сятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже кри­териев:

  •  наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, вы­полняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, дей­ствующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного само­управления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ;
  •  связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
  •  обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с по­лучением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
  •  совершение преступления только с прямым умыслом.

I

Исключением признаются преступления хотя й не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифициро­ванными Российской Федерацией международно-правовыми актами и националь­ным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги иму­щественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представле­ния такой выгоды.

 

[1]

Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению кор­рупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. URL: http://genproc.gov.ni/anticor/doks/document-81540/.

[2] Рос газета. 2008. 30 дек.; 2013. 30 дек.

[3] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия корруп­ции : федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЭ // Рос. газета. 2011. 26 ноября.

[4]

Рос газета. 2013. 17 июля.

[5] Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о ре­зультатах расследования уголовных дел коррупционной направленности» : приказ Генпрокура­туры Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. №23 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следст­венного комитета при прокуратуре Российской Федерации» в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» : приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.03.2009 №7 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генпрокуратуры Рос­сийской Федерации № 744/11, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 3 от 31 де­кабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87536.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.