Быстрый переход к готовым работам
|
Признаки коррупционного преступленияУголовный закон не содержит перечня коррупционных преступлений и не определяет их признаков. Согласно данным статистики число выявляемых посягательств, предусмотренных главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», становится меньше (2011 г. - 34783, 2012 г. - 31010, 2013 г. - 26642), а количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности растет (2011 г. - 40407, 2012 г. - 495ІЗ)[1]. По мнению С. В. Максимова, законодательное определение коррупционных проявлений - это лишь предпосылка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован и за ним мог быть установлен эффективный контроль. Это обусловлено тем, что не всякое определение коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднознач- TQQ ность и для применения которого не нужно содержать армию толкователей . В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» определено, что коррупция - это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[2]. Законодатель не назвал наиболее существенные признаки коррупции, а перечислил отдельные коррупционные деяния. Таковыми могут быть не только преступления, но и административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Последнее состоит в несоблюдении чиновниками ограничений и запретов, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Коррупционные проступки, в отличие от соответствующих преступлений, не причиняют существенного вреда интересам личности, общества и государства. Они создают угрозу или предпосылки разрушения правоотношений в сфере осуществления функций государства. К ним законодатель относит получение подарков, невыполнение обязанности декларировать имущество, доходы и расходы, неуведомление руководителей о склонении к совершению коррупционных действий, возникшем конфликте интересов и т.д. Коррупционные правонарушения могут совершаться «от имени или в интересах юридического лица». Ответственность за незаконную передачу вознаграждения от имени юридического лица предусматривает ст. 19.28 КоАПРФ. Заметим, что к административной ответственности привлекается именно юридическое лицо, а в действиях передающего предмет вознаграждения должностному лицу или управленцу коммерческой организации присутствуют признаки дачи взятки (ст. 291 УК РФ) или коммерческого подкупа (чч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ). Феде- ; ральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3[3] дополнил Кодекс об административных правонарушениях РФ ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего». Бланкетный характер нормы подчеркивается ссылкой на то, что указанные в названии действия совершаются с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции». Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит официального перечня коррупционных преступлений, хотя примеры определения той или иной группы посягательств в законе имеются. Так, в п. 2 примечания к ст. 2821 УК РФ дается определение преступлений экстремистской направленности. Потребность в таком определении объясняется тем, что сама ст. 2821 УК РФ предусматривает ответственность за организацию экстремистского сообщества, которое создается для совершения соответствующих посягательств. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[4] к таковым отнесены, в частности, преступления, предусмотренные ст. ст. 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ. В данном случае высшая судебная инстанция руководствовалась ведомственными нормативными актами, которые в целях совершенствования статистической отчетности используют понятие преступления коррупционной направленности. В исследуемом аспекте интересен приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23 [5], который обязывает прокуроров подавать «сведения о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности». Заметим, документ появился до принятия Закона «О противодействии коррупции». Преступления коррупционной направленности согласно установленной форме отчетности, предусмотрены следующими нормами: ч. 3 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 160, ст. 170, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 1741, чч. 2 и 3 ст. 178, ч. 2 ст. 198, ст. 201, ст. 204, ч. 3 ст. 210, ч. 2 ст. 285, ст. 2851, ст. 2852, ч. 2 ст. 286, ст. 288, ст. 289, ч. 3 ст. 290, ст. 291, ст. 292, ч. 3 ст. 294 УК РФ. Примечательно, что в приказе к коррупционным преступлениям отнесены злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и получение взятки только при совершении данных посягательств лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Федерации. Считаем такую дифференциацию основных видов должностных преступлений искусственной. Кроме того, согласно-данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (форма № 10-а) в 2013 г. только 5% осужденных за должностные превышения и злоупотребления были субъектами чч. 2 ст.ст. 285 и 286 УК РФ, а среди лиц, осужденных за получение взятки, таких оказалось всего 2%. Существует приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности “Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации” в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»[6]. Заметим, авторы приказа Следственного комитета не ограничились указанием на злоупотребления, превы- и шения и получение взятки, совершенные только лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Федерации. Кроме того, в отличие от приказа Генпрокуратуры, перечень Следственного комитета дополнен ст. 1451 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», ст. 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа», ст. 305 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта», ст. 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний либо к неправильному переводу». Указанием Генеральной прокуратуры РФ № 744/11 и МВД РФ № 3 от 31 декабря 2014 г. [7] (далее - указание) введены перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности. К преступлениям коррупционной направленности (перечень № 23) относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
I Исключением признаются преступления хотя й не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. URL: http://genproc.gov.ni/anticor/doks/document-81540/. [2] Рос газета. 2008. 30 дек.; 2013. 30 дек. [3] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции : федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЭ // Рос. газета. 2011. 26 ноября. Рос газета. 2013. 17 июля. [5] Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности» : приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. №23 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [6] Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» : приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.03.2009 №7 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [7] О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генпрокуратуры Российской Федерации № 744/11, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 3 от 31 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Вся работа доступна по ссылке |
|