Быстрый переход к готовым работам
|
Приоритетные направления уголовно-правовой охраны осуществления государственных функцийОбъектом государственного воздействия выступают различные сферы общественных отношений. Необходимость и мера регулирования этих сторон жизни общества обусловливается присутствием в них публичного интереса, социально- экономическими и конкретными историческими условиямй. Важным инструментом повышения качества функционирования государства является уголовный закон. Его охранительный потенциал должен использоваться системно и дифференцированно, сочетать в себе применение общих и специальных норм, акцентирующих предупреждение на конкретных направлениях деятельности государства. При формулировании уголовно-правовых запретов нужно учитывать специфику криминального поведения лиц, осуществляющих функции государства, наличие коррупционных отношений и проникновение последних во все сферы публичного управления. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. были перечислены все направления работы государства и жизни общества: внешняя политика и вопросы международной безопасности, экономи- 23 5 ка, социальная сфера, образование, борьба с коррупцией . Данные сферы теснейшим образом взаимосвязаны. Обеспечение безопасности, политической стабильности и эффективное противодействие коррупции способны создать благоприятный инвестиционный климат и предпосылки для экономического раз- Рос. газета. 2014. 5 дек. вития. А без последнего невозможно функционирование социальной сферы и образования. Исследуя проблемы уголовно-правового обеспечения осуществления функций государства, нужно учитывать не только общую связанность экономики, социальной сферы, правоохраны, внешней политики и обороноспособности, но и их глубокое взаимопроникновение. Деление функций государства по сферам их осуществления не отождествляет эти сферы с функциями. «Нельзя абсолютизировать связь между функциями и сферами деятельности государства, - пишет Н. В. Черноголовкин, - ...каждая функция государства лишь преимущественно связана с определенной сферой его деятельности. Это значит, что в конкретной сфере деятельности может осуществляться не одна, а несколько функций государства. Равным образом одна и та же функция государства может проявить себя в различных сферах государственной деятельности, включая как внутреннюю, так и внешнюю сферы»[1]. Так, успешную реализацию военной функции обеспечивают: разработка и производство вооружения и боевой техники, создание современной материальной базы Вооруженных Сил; обучение, морально-психологическая и идеологическая подготовка личного состава; высокий уровень социальных гарантий; обеспечение верховенства закона в деятельности воинских должностных лиц и неукоснительное соблюдение прав военнослужащих. Например, в работе В. Е. Сизова отражен комплексный характер осуществления экологической функции государства: «Оно должно заключаться в экологизации всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечении условий и возможно- стей для устойчивого экологизированного развития» . 3. Ф. Хусаинов исследует экономическую функцию государства и, как нам представляется, определяет ее содержание односторонне и усеченно. Экономическая функция, пишет 3. Ф. Хусаинов - это «деятельность органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами эконо
мической деятельности своих прав и законных интересов» . Считаем, что государственное влияние на экономику не должно ограничиваться защитой интересов субъектов экономической деятельности. Экономическое развитие государства должно обеспечивать необходимый уровень жизни населения, способствовать процветанию науки и образования, выступать надежной материально-технической базой обеспечения правопорядка и безопасности. Правильно, на наш взгляд, раскрывает содержание концепции эффективного государства и его экономические критерии С. А. Лукаш. Он в числе прочего называет максимальное использование положительных эффектов глобализационных процессов для повышения уровня и качества жизни населения страны и ограждения национальных интересов страны от вредных воздействий. «Эффективное государство усиливает социальную составляющую экономических функций», - продолжает автор[2]. Помимо выполнения одних и тех же функций в разных сферах государственной деятельности авторы отмечают влияние изменений, которые происходят в этих сферах,- на содержание «не отраслевых)) функций. Так, «присущие современной эпохе глобализационные процессы (информационные, экономические, демографические и др.) определили изменение вектора развития системы “социальной функции государства”»[3]. Проблема классификации функций государства достаточно хорошо разработана в науке, но она по-прежнему остается актуальной и дискуссионной. Это объясняется не только и не столько сложностью вопроса в теоретическом отношении, сколько условностью всякого перечня функций, как бы он ни был совершенен. Классификация, предвидение и легитимация факторов общественной жизни являются основными функциями социальных наук[4]. Поэтому обращение к системе функций государства может выступить методологическим ориентиром для отраслевых наук. Достаточно строго и четко проведенная классификация обладает большой эвристической силой и позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами[5]. Обращение к классификации функций государства может способствовать не только выработке рекомендаций по совершенствованию различных направлений его деятельности, но и оптимизации уголовно-правовых средств охраны их осуществления. Задачей настоящего исследования не является развитие учения о функциях государства. Роль уголовно-правовой науки состоит в выявлении сфер, форм и методов государственного воздействия, в наибольшей степени подверженных криминализации, и совершенствовании их уголовноправовой охраны. Следует согласиться с классиками марксизма в том, что государство представляет собой не просто механизмы, а различные динамические системы[6]. В литературе 70 - 80-х гг. XX в. основное содержание деятельности Советского государства ограничивалось тремя функциями: хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной, охраны социалистической собственности от воров и расхитителей (в переходный период - функция подавления сопротивления эксплуататорских классов) и военной защиты от нападений извне[7]. М. И. Байтиным были предложены общие критерии отграничения одной функции от другой. В качестве таковых автор рассматривал: во-первых, особенности объекта воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, конкретизирующие политику партии и общие главные цели - построение социализма и коммунизма; в-третьих, обусловленную указанными критериями специфику содержания каждой функции как це- ленаправленной деятельности социалистического государства[8]. Современными исследователями избираются более прагматичные основания классификации: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.[9] К числу основных критериев классификации функций государства JI. А. Морозова относит их деление по формам деятельности, основанное на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). «Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти», - указывает автор[10]. Действительно, здесь речь идет скорее о формах реализации государственных функций, чем о самих функциях. Заметим, в учебной литературе в контексте ветвей власти рассматривается информационная функция государства, которая характеризует деятельность четвертой «власти» - средств массовой информации. Ее специфика состоит в особых способах воздействия на общество - целенаправленном информировании населения, а иногда и манипулировании общественным сознанием[11]. Исследователи информационной функции обращают внимание на просчеты в правовом и организационном регулировании соответствующей деятельности[12] и «...отсутствие четкой, законодательно зафиксированной в едином акте, всесторонне проработанной в научно-методологическом ракурсе, наполненной опытом практической реализации национальной концепции информационного развития страны»[13]. Информационная функция реализуется в деятельности пресс-служб
органов власти, государственных средств массовой информации. Ее задача состоит в формировании государственнической идеологии населения. Полагаем, позиционировать информирование населения в качестве одной из правовых форм осуществления функций государства, наряду с законодательной, исполнительной и судебной, неверно. Представление о средствах массовой информации как о «четвертой власти» весьма условно, так как их деятельность не подкрепляется государственным принуждением. В. Н. Хропанюк называет следующие внутренние функции государства: экономическую (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности); социальную (оказание социальной помощи нуждающимся; выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.п.); финансового контроля (выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд); охраны правопорядка (осуществление законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений); экологическую (проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природных условий жизни)251. Черноголовкин Н В Теория функций социалистического государства. С. 20. [2] Лукаш С. А. Указ. соч. С. 9. [3] Родионова О. В. Социальная функция современного государства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 12. [4] Пэнто Л. Государство и социальные науки. 2005. URL: http://sbiblio.com/ bib- lio/archive/pento_gosudarstvo/. Мейнен С. В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации. М., 1976. С. 4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1 : Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 499 ; Маркс К. К критике гегелевской философии права // Там же. Т. 1. С. 234. [7] Черноголовкин Н. В. Указ. соч. С. 103-104. [8] Байтин М. И. Указ. соч. С. 198-199. [9] Морозова Л. А. Указ. соч. С. 118. [10] т. Там же. Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Головастикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева.’С. 163. Васенина А. Н. Информационная функция современного Российского государства : ав- тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 11. Ермошина Р. А. Совершенствование механизма реализации Российским государством информационной функции // Юридический мир. 2010. № 12. С. 50-53.
Вся работа доступна по ссылке |
|