Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности организации управления персоналом вневедомственной охраныСовременные представления об управлении персоналом (в системе МВД России принято понятие «кадры») основаны на признании необходимости комплексного анализа условий, обеспечивающих эффективность деятельности человека и развития личности[1]. Под кадровым потенциалом социальной организации (в этом случае вневедомственной охраны) следует понимать совокупность сотрудников, имеющих специальную профессиональную подготовку, осуществляющих возложенные на них функции и характеризующихся определенной степенью способности и возможности достигать поставленных перед ними целей[2]. Реализация кадровой функции направлена на сбалансированное насыщение сформированных организационных структур в сфере охраны собственности подготовленными и компетентными кадрами, способными качественно выполнять задачи по охране собственности, применяя арсенал соответствующих методов и средств. Основные элементы указанной функции: профессиональная ориентация, отбор кадров (укомплектование имеющихся должностей людьми, отвечающими определенным требованиям), профессиональная подготовка кадров (формирование у работников необходимого комплекса знаний, навыков и умений, позволяющих эффективно вести борьбу с правонарушениями), расстановка и воспитание кадров. В условиях стабильного роста уровня преступности многие службы органов внутренних дел работают в очень сложных условиях. В ряде служб, в том числе во вневедомственной охране, ощущается острый дефицит кадров, связанный с активной «миграцией» высококвалифицированных работников из органов внутренних дел в коммерческие структуры, частные охранные предприятия. Особую тревогу вызывает процесс «вымывания» специалистов служб, несущих основную нагрузку в борьбе с преступностью (уголовный розыск, борьба с экономической преступностью, следствие, вневедомственная охрана, патрульно-постовая служба). Вместе с тем, учитывая дефицит средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел, рассчитывать на увеличение штатной численности служб органов внутренних дел не приходится. Выход из сложившейся ситуации видится в выявлении и использовании внутренних резервов системы МВД России, повышении эффективности деятельности ее структурных звеньев, перераспределении существующих ресурсов. Не подлежит сомнению то, что одним из путей повышения эффективности деятельности органов внутренних дел является совершенствование их организационной структуры. В связи с этим следует отметить, что попытки совершенствования организационной структуры МВД России принимались неоднократно, но она по-прежнему достаточно громоздка и неэффективна[3]. Оптимизация структуры органов внутренних дел должна базироваться на рациональном распределении функций как по вертикали (по уровням управления), так и по горизонтали (между подразделениями и службами). Для каждого уровня управления должны быть четко определены целевая направленность деятельности структур и функциональное наполнение. Целевая направленность для местного (регионального) уровня - городских, районных и линейных органов внутренних дел — заключается в защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений от противоправных посягательств на обслуживаемой территории. Основные функции указанного уровня: осуществление мер по борьбе с преступностью, обеспечение личной безопасности граждан, охрана собственности, общественного порядка и общественной безопасности, исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. Полагаем, что перечисленные выше функции должны реализовываться в органическом единстве, взаимно дополняя друг друга. Для формирования кадрового потенциала вневедомственной охраны, соответствующего ее задачам, необходимо обеспечить весь управленческий персонал базовой подготовкой в сфере управления[4]. Однако результаты исследований свидетельствуют о том, что: - в настоящее время научно обоснованные подходы к работе с персоналом вневедомственной охраны используются в очень незначительной степени; - работа с кадрами и аттестация кадров проводится достаточно формально и не способствует рациональному использованию специалистов; - результаты аттестации чаще всего не влияют на должностной рост сотрудников вневедомственной охраны; — в подразделениях не налажено непрерывное, целенаправленное повышение квалификации, и, как правило, оно не увязывается с должностным продвижением. Как видно из результатов исследования, формирование кадрового потенциала вневедомственной охраны сталкивается со значительными трудностями. Наиболее важной из них является формирование профессионального ядра охраны из наиболее подготовленных и адаптированных к новым условиям деятельности сотрудников. Современные организации создают специальные системы подбора, развития и перемещения будущих руководителей (резерва руководителей) и рассматривают управление этой системой как стратегически важную задачу. Сущность управления кадровым потенциалом заключается в том, чтобы люди, работающие в организации, были эффективно использованы для решения задач организации на основе высокой мотивации и благоприятных условий работы. Как отмечается в научной литературе, «управление персоналом - это система взаимосвязанных организационно-экономических, правовых и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации»[5]. Сложность и многогранность задач управления персоналом вневедомственной охраны предполагает комплексный подход к этой проблеме. Обычно выделяют следующие аспекты управления персоналом: — технико-технологический; — организационно-экономический; - правовой; - социально-психологический; - педагогический. Системный подход к управлению персоналом предполагает учет всех аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли целевой функции системы. В теории выделяют несколько основных принципов построения системы управления персоналом, которые реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.
[1] См.: Акимова М.А. О развитии понятийного аппарата процесса управления персоналом в современных условиях // Актуальные проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел: тр. Академии управления МВД России. М., 2000. С. 72. [2] См.: Дроздов В.А. Организация работы с персоналом в системе управления органами внутренних дел. М., 1996. С. 6. [3] См.: Горшков В.П. Некоторые направления повышения эффективности деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: тр. Академии управления МВД России. М., 1999. С. 86. [4] См.: Шекшеня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1997. С. 156. [5] Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов НК и др. Технология управления персоналом. М., 2000. С. 27.
Вся работа доступна по ссылке |
|