Быстрый переход к готовым работам
|
Историко-правовые этапы становления подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних делВ 2012 году вневедомственной охране МВД России исполнится 60 лет. В правовой литературе высказываются различные точки зрения относительно исторических этапов эволюционного развития вневедомственной охраны, что с определенной долей условности связывается не только с расширением и усложнением ее задач и функций, но и с преодолением кризисных явлений в правоохранительной деятельности и организации охраны объектов собственности. В частности, А.М. Волков[1], М.А. Григорьев и Л.Н. Уврачев[2], H. H. Карташов[3] называют три основных этапа развития службы: октябрь 1952 - февраль 1966 г.; февраль 1966 - декабрь 1970 г.; декабрь 1970 - 1985 г. A.C. Кожокарь[4] выделяет лишь два этапа: 1952-1967 гг. и 1967— 1980 гг. Согласно приведенной периодизации на первом этапе происходило организационно-правовое становление службы, завершившееся принятием Типового положения о вневедомственной охране при органах милиции, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 18 февраля 1966 г. № 129. Второй этап связывается с завершением эксперимента по замене сторожей на обходных постах и бригадиров сторожевых подразделений на сотрудников милиции[5]. В связи с этим на основании распоряжения Совета Министров СССР от 10 мая 1967 г. № 1026 функции охраны были расширены и дополнены функцией охраны общественного порядка на маршрутах патрулирования[6]. Однако, полностью признавая методологическую ценность приращения задач и функцией как критерий исторической периодизации той или иной организационной структуры, в основу ее научно-исторической классификации должен быть положен правовой критерий, позволяющий не только интерпретировать рассматриваемые эволюционные процессы становления и развития вневедомственной охраны в широком социально-правовом контексте, но и связать воедино ее организационные, правовые, функциональные и другие характеристики. Первый этап (1917-1931). Следует отметить, что до революционных событий 1917 г. вопросами охраны всех видов собственности в России занимался Департамент полиции. Однако 11 марта указанного года Временное правительство издало постановление об упразднении названного Департамента, выводе всех его чиновников за штаты и образовании Особой комиссии по ликвидации дел политического характера. В целом же систему правоохранительных органов и охранных структур Временное правительство не сумело создать. После октября 1917 г. формой всеобщего вооружения народа являлись отряды Красной гвардии. Основой их формирования стали рабочие фабрик и заводов. Их первой обязанностью была охрана средств производства, сырья и готовой продукции. 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 г. НКВД распространил Постановление «О рабочей милиции». На местах стали создаваться вооруженные группы под различными названиями: «специальные отряды охраны», «отряды порядка и охраны», «охранные дружины» и т. д. Однако жизнь вскоре показала слабость такого подхода к организации охраны предприятий, поскольку не было специалистов-организаторов службы, дисциплина в рабочих отрядах была низкой и, как следствие, процветали хищения, кражи, разбазаривание ценностей. В 1919 г. СНК РСФСР поручил НКВД организовать подразделения специализированной промышленной милиции. В октябре того же года она была создана во многих губерниях РСФСР. Ей вменялось в обязанность: поддержание порядка и спокойствия в стране, охрана гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения (телеграф, телефон, почта, водопровод), а также фабрик, заводов, рудников и т. д. Кроме того, она обеспечивала порядок на путях сообщения и сопровождала перевозимые по ним грузы и ценности. В 1921 г. промышленная милиция насчитывала свыше 15 тыс. милиционеров. Историко-правовой анализ процессов становления органов внутренних дел в Российской Федерации свидетельствует о том, что задача борьбы с посягательствами на государственную и личную собственность первоначально была возложена на всю милицию. Тем не менее в ее структуре все же существовала так называемая «продовольственная милиция», деятельность которой заключалась в охране продовольственных складов и запасов[7]. В годы Гражданской войны для вооруженной охраны объектов, имеющих важное государственное значение (перерабатывающие предприятия, продовольственные склады, зернохранилища), была образована содержащаяся за счет государственного бюджета «промышленная милиция»[8]. Организационно-правовое становление института ведомственной охраны государственного имущества началось в 1922 г., когда в принятом В ЦИК и СНК Положении об НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г., утвердившем организационную структуру милиции, в качестве одной из ее обязанностей закреплялось «окарауливание гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения (телеграф, телефон, почта, водопровод, а также охрана лесов, государственных питомников, складов топлива, сырья, сельскохозяйственных продуктов и т. п.»[9]. Ведомственная милиция содержалась «за счет охраняемых ими предприятий, так как у исполкомов для содержания этой милиции средств не было»[10], и ее правомерно следовало бы отнести к так называемой «службе безопасности» государственных предприятий[11]. В соответствии с Положением о ведомственной милиции ее подразделения осуществляли охрану не только имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждениям, но и общественного порядка на территории, занимаемой объектом, производство дознания в пределах охраняемого объекта и розыск преступников. Новая экономическая политика страны внесла свои коррективы в вопросы организации и осуществления охранных функций. Дело в том, что появились различные формы собственности: частная, акционерная, общественная. Владельцы мастерских, небольших фабрик, банков организовывали свои охранные службы. Часто они были связаны с преступным миром, что осложняло непростую криминальную обстановку и требовало принятия незамедлительных мер. В 1922 г. приказом начальника милиции России, но по инициативе с мест, начинают создаваться органы ведомственной милиции, нацеленной на охрану государственного имущества. Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность ведомственной милиции на хозрасчетной основе, стал Закон РСФСР от 6 февраля 1924 г. «О ведомственной милиции», реализация которого позволила развернуть к концу 1924 г. охрану более 500 предприятий в 30 губерниях и областях страны. Именно в этот период деятельность ведомственной милиции впервые организовывалась на договорной основе с администрацией охраняемых объектов. С 1926 г. частью ведомственной милиции стали органы ведомственного уголовного розыска, также работавшие по договорам. С 1930 г. для улучшения службы ведомственной милиции, укрепления дисциплины личного состава, налаживания профессионального обучения отделения ведомственной милиции при райгоротделах начинают сводиться в единые подразделения — дивизионы, батальоны, взводы; впервые начинают внедряться технические средства охраны, создаются питомники служебных собак. Формируется ее правовая база и в 1931 г., ее функции были определены в Положении о рабоче-крестьянской милиции и Временном уставе РКМ. Главным управлением милиции был разработан первый типовой договор о принятии объектов под охрану. Суммы доходов за охранные услуги, поступающие от предприятий на содержание ведомственной милиции, являясь целевыми средствами краевых, областных и республиканских управлений милиции, в местные бюджеты не переводились. Второй этап (1931-1952) становления и развития вневедомственной охраны начался с принятия в 1931 г. Положения о рабоче-крестьянской милиции, перед которой были поставлены задачи охранять «государственное и общественное имущество, а также безопасность граждан и их имущество»[12]. Положение предусматривало деление милиции на общую и ведомственную, которая на основе соглашения главных управлений союзных республик или управлений милиции краев и областей с государственными и общественными органами осуществлял специальную охрану отдельных предприятий, сооружений и иного имущества этих органов. После вторжения фашистской Германии на территорию СССР ведомственная милиция во взаимодействии с другими службами вела решительную борьбу со любыми посягательствами на государственное имущество. Под особый контроль были взяты заготовительные, снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности, торговой сети. Наряду с выполнением основных обязанностей по охране объектов народного хозяйства ведомственная милиция вместе с уголовным розыском выявляла дезертиров, распространителей ложных слухов, изымала оружие у преступных элементов. Для пресечения подрывной деятельности вражеской агентуры в тылу наших войск Совет народных комиссаров СССР 24 июня 1941 г. принял Постановление «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Оперативное и боевое руководство ими было возложено на НКВД. Ведомственная милиция стала основой таких подразделений.
[1] См.: Волков А.М. Организация службы вневедомственной охраны: макет учеб. пособия. М., 1977. [2] См.: Григорьев М.А., Уврачев Л.Н. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны. М., 1976. С. 6. [3] См.: Карташов H.H. Организационно-правовые основы становления и развития вневедомственной охраны в системе органов внутренних дел (1952-1985): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. С. 79. [4] См.: Кожокарь A.C. Проблемы совершенствования охраны объектов народного хозяйства на основе применения технических средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 17. [5] См.: Перепечко ИИ Организация службы по охране объектов. М., 1976. С. 2. [6] См.: О создании ночной милиции и усилении охраны объектов народного хозяйства работниками милиции, вводимыми взамен сторожей и бригадиров обходных постов вневедомственной охраны: приказ МВД СССР от 11 декабря 1970 г. № 401. [7] См.: Революционная мысль. 1918. 5 февраля. [8] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371. [9] Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 33. Ст. 386. [10] Ведомственная милиция в период ее организации. М., 1929. [11] См.: Миронов С.С. Правовые и организационные основы деятельности ведомственной милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 11. [12] Собрание законодательства СССР. 1931. № 33. С. 217. Вся работа доступна по ссылке |
|