Быстрый переход к готовым работам
|
Теория дискурса и дискурсивного анализаДискурс, его устройство, сущность представляют собой центральный объект современной лингвистики и смежных с нею дисциплин. Многообразие отправных точек определения дискурса актуализирует в его трактовках специальные аспекты определений: от конкретных образцов языкового взаимодействия (например, в таких формулировках, как «длительность дискурса - две минуты») до родовых макротрактовок (дискурс текста, дискурс эпохи), от конкретного речевого действия (дискурс обиды) до речи как духовной деятельности человека в ее тотальности [см.: ван Дейк, 1998; Караулов, 1989; Карасик, 2002; Кубрякова, 2000а; Макаров, 1998; Паршин, 1999; Серио, 1999; Слышкин, 2000; Слюсарева, 2000; Хитина, 2006; Чудинов, 2002; Шейгал, 2000; Энциклопедия «Кругосвет»]. По мнению В. И. Карасика, аспектированное изучение дискурса включает со- цио-, прагма-, психолингвистические, культурные, когнитивные, коммуникативные аспекты, типологическое изучение имеет целью выявление типов дискурса внутри названных аспектов и разграничивает личностно- или статусноориентированный, институциональный и неинституциональный типы дискурса, ситуативно обусловленные типы коммуникативного поведения и принципиально деловое (утилитарное) или игровое общение, а также политический, педагогический и др. дискурсы [см.: Карасик, 2002]. В научной литературе предлагаются разные дефиниции дискурса, предпринимаются попытки определить его основные характеристики. Среди трактовок первого типа фиксируются определения идентифицирующего свойства (типа «дискурс —это...»), например: «совокупность речемыслительной деятельности и ее результата (текста)» [Красных, 2002: 24-25]; «совокупность когнитивно и типологически обусловленного коммуникативного пространства и текста как коммуникативного события в этом пространстве»; «конкретизация речи в различных модусах человеческого существования» [Карасик, 2007: 168]; «культурноситуативное речевое образование»; «концептуализируемая сущность»; «социально или идеологически ограниченная совокупность текстов и правил тексто- построения» и др. [ван Дейк, 1989; Кибрик, 1994; Макаров, 1998; Пушкин, 1990; Рахилина, 2000; Слышкин, 2000; Степанов, 1981; Чернявская, 2003; Шейгал, 2000]. Определения второго типа акцентируют внимание на формальных, содержательных, организационных признаках, таких, как языковой статус (единица языка); больший, чем у предложения, объем; использование языка в социальном контексте; интерактивность (диалогичность) [Карасик, 2007]. Разнообразие трактовок демонстрирует их эквиполентные связи в понимании дискурса и позволяет выделить в качестве наиболее существенных признаков его организации антропоморфный характер, выраженное социальное содержание (влияние условий социального контекста и обращенность к социальному контексту), динамичность структуры, структурированность и связность компонентов дискурса. Антропоморфность дискурса заключена в том, что главной его пресуппозицией выступает «эго» говорящего субъекта. Антропоморфность выражена в таких определениях дискурса, как «человеческая жизнь ‘в языке’, языковое существование человека» [Гаспаров, 1996: 10], «речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова, 1990а: 136-137]. Дискурс в данном аспекте понимается как частица непрерывно движущегося потока человеческого опыта, вбирающая и отражающая уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых дискурс создан. В число таких обстоятельств Б. М. Гаспаров включает следующие: 1) коммуникативные намерения автора; 2) взаимоотношения автора и адресатов; 3) значимые и случайные обстоятельства; 4) общие идеологические черты и стилистический климат эпохи, конкретной среды, конкретных личностей-адресантов (прямых или косвенных); 5) жанровые и стилевые черты сообщения и коммуникативной ситуации, в которую включается сообщение; 6) ассоциации с предыдущим опытом [см.: Гаспаров, 1996: 10]. Социальное содержание дискурса заключено в отражении речетворческой стратегии социума. Дискурс в данном аспекте представляется как целенаправленная коммуникативная деятельность, как компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания (когнитивных процессов) при общении. В этой связи дискурс связывается с явлением прагматической ситуации и с ментальностью коммуникантов [см.: Арутюнова, 1990а: 137]. Анализ прагматической ситуации имеет целью выявление связности дискурса, его коммуникативной адекватности, интерпретативной вариативности, его импликаций и пресуппозиций. Анализ ментальности требует обращения к сопоставлению традиционного (мифологического) видения явлений и их социумно специфичных преломлений в дискурсе. Последние проявляются в особом стиле языковых воплощений тех или иных актуальных смыслов, соотносимых, по определению К. А. Долинина, с первым толкованием фразы [см.: Долинин, 1985: 8]). Динамичность структуры дискурса видится в его опоре на экстралингвистические факторы, отражающие событийный аспект текста [см.: Арутюнова, 1990а: 136], а также движение информации в самой коммуникативной ситуации. Динамичность структуры дискурса усматривается также в его синэргетизме, когда один речетворческий компонент провоцирует другой, другой - третий и т. д. И наконец, структурированность дискурса отражена в представлении о нем как о концептуализируемой сущности, состоящей из социумно специфичных концептов; о
тематически организованном образовании; о коммуникативно маркированных интерпретативных вариантах (текст продуцента и реципиента) и пр. Трактовки дискурса, не исключая друг друга и взаимодействуя между собой, отвечают задачам предметно ориентированных исследований, нацеленных на изучение различных аспектов дискурсивных практик. По мнению В. И. Карасика, дискурс, рассматриваемый как текст в событийном аспекте, предполагает лингвистические, социолингвистические, прагмалингвистические измерения. Имманентно-лингвистический подход нацелен на анализ языкового материала, лексико-грамматической ткани текста и включает изучение дискурса в аспекте полноты, правильности, логичности высказываний. Социолингвистический подход включает изучение дискурса с позиции участников общения, ориентирован на характеризацию личностно- или статусно-ориентированного его типа, первый из которых связан с раскрытием и пониманием внутреннего мира автора и адресата, второй - с демонстрацией принадлежности общественной группе, выполнением ситуативно предписываемой роли, институциональным/неинституциональным характером. Прагмалингвистический подход к дискурсу имеет целью изучение способов и средств общения (регистров, по М. Халлидею) в связи с личностью говорящего (диалект) и важнейшими измерениями регистра - «поля», т. е. обстановки общения, «тональности», т. е. стиля дискурса, и «модуса», т. е. канала общения [см.: Карасик 2007: 170-180]. Таким образом, разные аспекты современных исследований дискурса, приложимость специального анализа к отдельным дискурсивным практикам отражают «зонтиковый» характер дискурсивной методики, подразумевающий систему методов (а не единый принцип), обслуживающую междисциплинарную область знания. По наблюдению М. JI. Макарова, для современного дискурсивного анализа характерны следующие особенности: 1) обращенность к устным и письменным формам речевой коммуникации в естественных условиях «реального мира»; 2) направленность на исследование предметно содержательных сторон языковой коммуникации при акценте на ее социальной организации; 3) учет особенностей социально-деятельностных контекстов и намерений автора при исследовании процесса построения дискурса и вариативности текстов; 4) когнитивная направленность исследований, т. е. стремление посредством изучения речи решать вопросы о соотношении и взаимодействии внешнего и внутреннего мира человека, индивидуального и социального [см.: Макаров, 1998: 54-55]. Для дискурсивного анализа безусловно значимым является признак «сфе- ра/предметносгь/субъект-ность дискурса», который находит отражение в имени дискурса в атрибутах «какой/чего/чей», например политический дискурс, неформальный студенческий дискурс, дискурс обиды, дискурс А. С. Пушкина. Конкретизация названия дискурса имеет смысл в плане выявления дискурсивной специфики, оригинальной признаковости определенной разновидности дискурса, демонстрирующей, например, особенности в использовании языка, культурного фона, в способах рассуждений и репрезентаций, в тематическом доминировании, в социумно специфичном наборе концептов и их наполнении и т. д. Социолингвистический аспект исследования дискурса делает безусловно актуальными вопросы социальной значимости социума-продуцента, его психологовозрастных характеристик, а также отраженной в социотворчестве редукции привычных представлений о тех или иных «культурных предметах», происходящей под разнообразными общественными влияниями. Изучение последних в связи с системой мнений и знаний социума о мире, его предпочтениях в сфере фокализуемых («обрабатываемых» вниманием) предметов и их свойств, в сфере рсчетворчества и речепроизводства позволяет, опираясь на использование когнитивных, интерпретативных и иных аналитических методик, получить данные относительно ментальных особенностей социума-продуцента, его культурной парадигмы и специфичного видения действительности, а также связанной с ними стратегии речетворчества. В общем виде стратегия определяется как «характеристика когнитивного плана высказывания, контролирующего оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о ситуации общения и ее участниках» [ван Дейк, 1989: 274]. В другом опре
делении стратегия представлена как «последовательность интенций речевых действий» [Карасик, 2007: 193]. Преследуемые цели позволяют конкретизировать разноуровневые стратегии: когнитивные, прагматические, семантические, риторические [см.: Кузьмина, 2004: 67].
Вся работа доступна по ссылке |
|