Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности студенческого социума как самостоятельного субъекта общего дискурсаОсобенности студенческого социума включают в себя ряд признаков, обеспечивающих представление об относительной автономности данного социума и его особом месте в структуре общества. Среди таких признаков мы выделяем следующие. Во-первых, масштабность и непредельность студенческого социума во времени (по теории Э. Шилза, «существование дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида»), обусловленные объективно необходимым регулярным его обновлением, нацеленным на развитие интеллектуальнопрофессионального потенциала нации. Во-вторых, сочетание относительной обособленности студенческого социума от других социумов и поколений и относительного подчинения доминирующей культуре. Студенческий социум в данном случае рассматривается не как возрастная группа, а как новое поколение, самостоятельный социально-психологический субъект общего дискурса, стремящийся утвердить свое право на особое функционирование в определенном локусе и, по определению У. Лабова, претендующий «на признание окружающими этого права» [см.: Лабов, 1976: 22- 23]. Одним из ярких проявлений данной жизненной стратегии выступает процесс социумно специфичного распредмечивания известных культурных «предметов» (элементов культурного фона, прецедентных феноменов) при полном или частичном игнорировании общепринятых соответствий. Качество относительного подчинения студенческого социума доминирующей культуре обусловлено его отнесенностью к условно малым группам общества, которые в процессе «вертикального» социального перемешивания, по мнению У. Лабова, «вынуждены принимать культурные нормы доминирующего общества, смягчая тем самым социальный протест» [Там же: 12], заключенный в самом факте существования социума и его дискурса. В-третьих, социально-психологическая перспективность социума, которая заключена в его устремленности в будущее, нацеленности на результат. Основаниями последних выступают такие психологические особенности социума, как мобильность, склонность к экспериментированию, подверженность моде, открытость и готовность раньше других общественных групп к новациям независимо от сферы их практики и авторства. В-четвертых, воздействующая сила социума на развитие общества (в политической, экономической, профессиональной сферах) и культуры, включая язык. Подтверждения данного тезиса находим в таких метафорических трактовках молодежных социумов и их субкультур, как «ферменты, ускоряющие динамику общественного развития» (В. Ф. Левичева) [Молодежь в современном мире, 1990: 25-26]; один из сильнейших «бродильных ферментов» в культуре и языке [Елистратов, 1995: 157]. Небезразличность обществу деятельности молодежного социума В. Г. Костомаров усматривает в его влиянии на развитие языковой картины мира современного и будущего общества России, на современную и будущую «речевую моду», которая как крайнее проявление вкуса, индивидуальное и преходящее, чаще бросается в глаза и вызывает раздражение у старшей и консервативной части общества [Костомаров, 1999: 34]. В-пятых, синхроническая и прогностическая ценность речевой деятельности одного из развитых молодежных социумов для изучения состояния языка и его эволюции на определенном историческом этапе. По мнению Р. Белла, речь в рамках любых языковых подсистем рассматривается как источник соответствующим образом обрабатываемых данных, через посредство которых «можно добраться до языка» [Белл, 1980: 77]. Речь социума вузовской молодежи, по теории английского социолога Б. Бернстайна, является «развитым кодом» [Домашней, 1982: 5]. «Развитость» связывается с тем, что социум, с одной стороны, владеет в определенной степени общей культурой и кодифицированным языком, с другой — развивает локальную культуру (субкультуру, культурную подсистему, квант культуры, культурную парадигму [см.: Винокур, 1993; Караулов, 1989; Карасик, 1992; Мурзин, 1994; Руденко, 1993]). Оперирование кодифицированным языком, даже далекое от высокой степени, по замечанию Р. А. Будагова, требует немалой культуры [Будагов, 1989: 50], что позволяет рассматривать социум вузовской молодежи в качестве носителя этнокультурных моделей поведения и, соответственно, «пролонгатора» ментальных ценностей народа. Вместе с тем любое социотворчество социолектно, в силу чего способно выступить источником энергетического питания официальной и неофициальной культуры, ее «черновиком» [Елистратов, 1995: 23], отражающим как устойчивое в языке, так и случайное (индивидуальное) и социумно специфичное. На базе последнего происходит расширение круга социолектно-релевантных тем общения и дальнейшее развитие разговорной речи [см. также: Белл, 1980; Карасик, 1992; Козлова и др., 1996; Костомаров, 1999; Николаева, 1978; Молодежь в современном мире, 1990; Шаховский, 1987; Эрвин-Трипп, 1976]. Например, наблюдаемое вульгаризованное речевое поведение членов студенческого социума во многих случаях сочетается с его потенциальной нормативностью, объективирующей тезис В. С. Елистратова об отсутствии «знака равенства между носителями социолекта и социолектом» [Елистратов, 1995: 15]. Не случайно механизм приписывания нарушителю более высокого статуса (мнимого или реального) лежит в основе манипуляций с умышленным нарушением норм общения [Макаров, 1998: 153]. Это значит, что студенческий социум как представитель «развитых кодов»
обладает способностью относительно свободного переключения кодов в общении, в отличие от представителей недостаточно образованных социальных слоев, не владеющих приемами общения при помощи расширенных кодов. Прогностическая ценность речевой деятельности социума в условиях неформального дискурса связывается и с тем, что социотворчество как аномальный для данной эпохи феномен языка завтра может стать аналогией в нем [Там же: 22]. Именно в порождении маркированных форм тех или иных языковых переменных усматривается систематичность эволюции языка [см.: Лабов 1975а: 161]. Итак, отмеченные признаки студенческого социума позволяют в целом конкретизировать его определение как речевого коллектива, обладающего рядом экстралингвистических признаков, влияющих на язык. Наиболее существенными из них, имеющими социолингвистическую значимость для анализа дискурса, являются: а) собственно признаки социума: возраст, профессиональные (учебные) интересы, карьерные устремления, уровень образования и культуры, психологические особенности возраста и социальной группы и пр.; б) признаки общественной значимости: регулярное обновление состава социума (бесконечность в силу общественной необходимости), значимость для интеллектуального развития нации, обособленность от других поколений, участие «в конфликте поколений», «развитая кодовость» и др. Учег выделенных признаков, репрезентирующих социально-деятельностную значимость социума как коллективной языковой личности, а также учет его социальной роли является необходимым при анализе мотивационно-прагматического уровня социума. Данные признаки выступают одним из оснований объективизации тезисов об альтернативном статусе молодежной (и студенческой) субкультуры, об ее обновляющем влиянии на общество и о прогностической ценности для исследования последнего в аспекте речевого, языкового и в целом культурного состояния. § 4. Неформальный дискурс как специфичное культурное явление Культура в наиболее общем виде определяется как исторически передаваемая система наследуемых представлений, выраженных в форме символов, при помощи которых люди общаются между собою и на основе которых фиксируются и развиваются их знания о жизни и жизненные установки [Вежбицкая, 1999]. Культура представляет собой иерархию текстов и пространство смыслов [Пели- пенко и др., 1998; Молодежь в современном мире, 1990], которые, по мнению В. В. Морковкина, являются общими для всех языков, но в каждом конкретном языке имеют специфичное членение [Морковкин, 1970]. Особая оригинальность данного процесса отличает прежде всего неформальные дискурсы и наиболее заметна в периоды активных общественных перемен (экономических, политических, духовных), когда многие мифологические представления, особенно на уровне оценок, коннотаций, теряют стабильность в сознании нации. В результате относительно автономные фрагменты общего дискурса (преимущественно молодежные) демонстрируют редукцию ментальности, проявляющуюся в специфичной системе норм, идеалов и символов, в специфичном ценностном отношении к языку и миру, в отклонениях от традиционных для культуры представлений.
Вся работа доступна по ссылке |
|