Быстрый переход к готовым работам
|
Ограничение земельных споров от иных категорий делЗемельные споры тесно переплетаются с имущественными, т.е. гражданскими, а также административными спорами. Это объясняется тем, что земля является одновременно объектом гражданских прав и управленческих отношений. Так, в соответствии со статьями 129, 131 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу и находятся в гражданском обороте. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством (пункт 3 статьи З ЗК РФ). При этом управленческие отношения по использованию и охране земли регулируются уже нормами административного права. Указанная особенность обуславливает то, что в методе регулирования земельных отношений сочетаются гражданско-правовые, административно-правовые и земельноправовые элементы[1]. Несмотря на то, что земельные споры могут быть тесно связаны с гражданскими и административными спорами, их необходимо четко разграничивать между собой. Такое разграничение имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение, так как правильное отнесение спора к той или иной отрасли права определяет порядок разрешения этих споров, что позволяет в конечном итоге правильно разрешить возникший спор. Это особенно актуально в условиях отсутствия законодательного определения того, что есть земельный спор. Как отмечала И.А. Иконицкая, длительное время основой разграничения земельных споров от гражданских служил метод защиты субъективного права[2]. Применение данного критерия было оправданным, поскольку в советский период земельные споры (в отличие от гражданских) разрешались, как правило, в административном порядке. В современных условиях использование названного критерия недопустимо, поскольку земельные споры, равно как и гражданские, могут рассматриваться судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами. Сама И.А. Иконицкая предлагала руководствоваться при отграничении земельных споров от гражданских и административных признаком не метода защиты прав, а объекта спорных отношений. «Мы в качестве отличительного признака берем объект спора и относим к земельным спорам все без исключения споры, объектом которых является земля»[3]. Указанного критерия в настоящий момент продолжает придерживаться большинство специалистов земельного права[4]. Действительно, его использование, как правило, позволяет разграничить земельный спор от иных категорий дел, в том числе гражданских. Так, спор, в котором объектом являются исключительно имущественные права, относится к гражданско-правовым. К таковым, например, можно отнести спор о размере денежной компенсации при изъятии земельного участка (в этом случае объектом спора будет выступать стоимость изымаемого участка, строений, сооружений, расположенных на нем и т.п.). Исходя из названного критерия, гражданско-правовой характер будут иметь также споры о взыскании арендной платы, об установлении ее размера. В литературе встречается мнение о том, что споры о размере убытков и их возмещении при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд относят к категории земельных споров, именуя их имущественными спорами, 113 возникающими из земельных отношений . Вместе с тем самого названное определение данных споров свидетельствует о том, что они относятся к имущественными, гражданско-правовым. С.Н. Братусь справедливо отмечал, что имеются все основания рассматривать (поскольку иных указаний в законе нет) требования о взыскании сумм убытков и потерь при отводе сельскохозяйственных земель в качестве гражданско-правовых требований, подлежащих в случае спора рассмотрению в суде в исковом порядке, вне рамок земельного спора1 н. Объект спора становится определяющим критерием при квалификации спора в качестве земельного[5]. Правда, справедливости ради, необходимо отметить, что в работах представителей науки административного права встречаются мнения о необходимости анализа как минимум двух признаков для отграничения административно-правовых споров от иных категорий юридических споров, в т.ч. земельных. С позиции Е.Б. Лупарева: «Основаниями отграничения административноправовых споров от иных категорий юридических споров выступает их особый субъектный состав и объект. Обязательным субъектом административно-правового спора выступает лицо или организация, наделённые государственно-властными управленческими полномочиями. Объектом административно-правового спора выступает защита управленческих прав, законных интересов и порядка реализации публичных управленческих обязанностей»[6]. Данная позиция о критериях разграничения юридических споров является более совершенной. Представляется, что «вовлечение» земли в спор не дает оснований для автоматической квалификации его в качестве земельного. Выше указывалось на существование территориальных споров, объектом которых является также земля. Вместе с тем соответствующая категория споров не является земельными и не может быть урегулирована в установленных для них процессуальном порядке. Все вопросы о территориальной принадлежности земли (земельного участка), а отсюда и вопрос о том, кто (какой орган) должен рассматривать данный спор, решаются в административном порядке. Совершенно очевидно, что территориальные споры обладают специфическим кругом субъектов (это, как правило, споры между государствами, муниципальными образованиями, органами государственного управления) и предметом спора (связанного преимущественно с вопросами юрисдикции). Другие государства, помимо Российской Федерации, согласно статье 15 ЗК РФ, в принципе, исключаются из числа субъектов земельных отношений. Следовательно, споры между государствами по поводу земли не могут признаваться земельными спорами и решаться в порядке, установленном статьей 64 ЗК РФ. Кроме того, при рассмотрении вопроса об объекте земельного спора, в данной работе уже указывалось на то, что зачастую земля выступает в качестве составного элемента иных объектов природоохранного значения, таких например, как водные объекты, леса и т.п. Так, в соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ[7] поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой полосы. Совершенно очевидно, что споры о водных объектах образуют самостоятельную категорию споров и разрешаются в ином процессуальном порядке. «Иные природные ресурсы, неразрывно связанные с землей (водные объекты, леса, многолетние насаждения), выступают самостоятельным объектом соответствующих общественных отношений. Их правовой режим, а также отношения по использованию и охране этих ресурсов определяется и регулируется специальным законодательством. Имеются в виду соответствующие кодексы и законы о недрах, леса, воды и т.д. В этой связи в литературе высказано мнение, что в таких случаях следует говорить о земельно-водных, водно-земельных отношениях, а следовательно и о соответствующих им спорах»[8]. В силу названного само по себе «вовлечение» земли в спор, вопреки распространенному в литературе мнению, вряд ли дает основания для автоматической квалификации его в качестве земельного. Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что для правильного определения видовой принадлежности спора помимо установления объекта, необходимо исследовать также особенности его субъектного состава и предмета. При этом решающим будет процессуальная составляющая спора, а точнее - характер требований сторон. Так, если требование сторон направлено на устранение, пресечение нарушений земельных прав и интересов, спор можно признать земельным, если же первичными являются иные требования, например, взыскание имущественных санкций, убытков, устранение нарушений иных прав, например водопользования, то в данном случае говорить о наличии земельного спора не приходится. Таким образом, для правильного определения категории спора, органу, осуществляющему его урегулирование, каждый раз необходимо устанавливать характер требований сторон, их связь с защитой именно земельных прав и интересов. Данная процессуальная необходимость особенно заметна, когда земля выступает в качестве составного элемента более сложного природоохранного объекта (леса, водные объекты 6 и т.п.). [1] Иконицкая И.А. Разрешение земельных споров. М., 1973. С. 23. ПО -Г Там же. [3] Иконицкая И.А. Разрешение земельных споров. М., 1973. С. 33. [4] См.: Земельное право России: Учебник / Отв. ред. B.X. Улюкаев. М., 1997. С. 190; О.Н. Ефремова. Споры по правам на земельные участки. СПС Консультант плюс. Иконицкая И. А. Разрешение земельных споров. М., 1973. С. 35. [5] См.: О.Н. Ефремова. Споры по правам на земельные участки. СПС Консультант плюс. Иконицкая И. А. Разрешение земельных споров. М., 1973. С. 35. [6] Лупарев Е.Б. Административно-правовые споры: дис ... доктора юридических наук. Воронеж. 2003. С. 13. [7] СЗ РФ. 2006. №23. Ст. 2381. [8] См. Лейба Л.В. Правовое регулирование решения земельных споров: дис. ... канд. юрид. наук. Харьков. 2005. С. 75.
Вся работа доступна по ссылке |
|