Быстрый переход к готовым работам
|
Оценка современной российской практики активизации роли институциональных факторов в субъектах РФАктивизация роли институциональных факторов в развитии экономики регионов России сопряжена с деятельностью органов государственной власти. Повышение ее результативности предполагает анализ современной практики управления изменениями институциональных факторов развития экономики субъектов РФ. Полагаем, что такой анализ должен иметь не ретроспективный характер, а быть сориентирован на выявление и оценку ожидаемых (запланированных) перемен в содержании управленческой деятельности органов власти субъектов РФ, призванной обеспечить развитие и эффективное использование институциональных факторов для прогресса экономики. В этой связи, основное внимание целесообразно сфокусировать на разработанных и реализуемых ныне в субъектах РФ Стратегиях их социальноэкономического развития, в которых определены направления и задачи, а также инструменты управления, имеющие прямое отношение к объекту нашего исследования. В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года[1] в качестве одного из стратегических направлений развития региона определено формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в экономику и социальную сферу. В рамках этого направления осуществлена постановка ключевых задач, в числе которых: - формирование системы институтов и институциональной среды инновационного развития для обеспечения согласованной и эффективной политики, регулирующей социальные и экономические аспекты развития региона; - развитие эффективной региональной инновационной системы (РИС) для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях и услугах во всех сферах жизни общества и создания благоприятной внешней среды, формирования внутренних стимулов для роста человеческого капитала, технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики; - развитие государственно-частного партнерства при реализации экономической и социальной политики и совершенствования механизмов обратной связи между властью и бизнесом с формированием рыночных институтов; - проведение институциональных реформ, способствующих увеличению инвестиций в человеческий капитал. Заметим, что задачи, имеющие прямое отношение к изменениям институциональных факторов, определены и в рамках других стратегических направлений, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики, становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала. В их числе: - развитие новых инновационно ориентированных производств; - формирование территориальных кластеров, позволяющих интенсифицировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, индуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта; - формирование и развития модели сбалансированного пространственного развития на основе совершенствования системы расселения и размещения производительных сил, интенсивного развития агломераций, создания новых территориальных центров роста и повышения степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ; - развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения; - создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области. В характеристике достоинств подхода, реализованного органами государственной власти названного субъекта РФ, обратим внимание на следующие моменты. 1. Деятельность властей в среднесрочной перспективе ориентирована на решение задач, сфера реализации которых охватывает множество различных институциональных факторов (муниципальные образования, локальные рынки, бизнес и др.) и их параметров. 2. Управление изменениями институциональных факторов связывается с необходимостью дополнения применяемых форм и инструментов новыми, осуществлением соответствующих мер, в числе которых: создание центра кластерного развития; заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами; создание технопарков, промышленных парков; внедрение в здравоохранении системы бюджетирования, ориентированного на результат; замещение сметного финансирования системой оплаты оказанной медицинской помощи, исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитываемых на основе единых стандартов медицинской помощи; организация целевой контрактной подготовки рабочих кадров на бюджетной основе путем заключения договоров между органами местного самоуправления, работодателями и учебными заведениями. 3. Достижение мультипликативного эффекта от институциональных преобразований, связанных с развитием и использованием человеческого капитала, связывается с созданием и функционированием социального кластера, интегрируемыми элементами которого становятся региональные системы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, для каждого из которых разработан план мероприятий и ожидаемых эффектов от их реализации. В Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу[2] состав направлений, связанных с изменениями институциональных факторов, включает следующие: - образование новых межотраслевых промышленно-инновационных кластеров; - развитие инновационной инфраструктуры (техно- и научные парки, центры трансфера технологий, научно-инновационные центры); - развитие инновационной инфраструктуры вузов и научных учреждений, создание при научных учреждениях и вузах малых инновационных предприятий; - расширение сферы действия общественно-частного партнерства (государство - муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона; - в бюджетной сфере: укрупнение учреждений, присоединение «слабых» к более «сильным»; ликвидация учреждений с низкими показателями качества и эффективности деятельности; расширение участия некоммерческих организаций в оказании социально значимых услуг при государственной поддержке (выделение грантов, налоговые льготы, обеспечение доступа к имуществу); - распространение механизма государственного (муниципального) задания на организации всех организационно-правовых форм, устранение препятствий на пути развития деятельности частных коммерческих организаций в социальной сфере; - интеграция высшего, среднего и начального профессионального образования на базе создания систем сквозного обучения; - формирование механизма интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования с территориально-производственными кластерами области на основе государственно-частного партнерства.
[1] См.: Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года / Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 №27-пп. - URL: http://www.belregion.ru/file/Strategiya2025.zip (дата обращения 21.06.2014). [2] См.: Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года / Закон Воронежской области от 23.12.2011 №207-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу». - URL: econom.govvrn.ru/images/stories/docs_271211/zakon_1.doc (дата обращения 21.06.2014).
Вся работа доступна по ссылке |
|