Быстрый переход к готовым работам
|
Роль институциональных факторов в развитии экономики регионаВажным этапом формирования адекватных теоретических представлений о роли институциональных факторов в развитии экономики региона является анализ теоретического задела, имеющегося в этой предметной области. Полагаем целесообразным сориентировать его на выявление, во-первых, инвариантных функций институциональных факторов безотносительно уровня и сферы их действия, во-вторых, избирательных характеристик этих функций, отражающих роль названных факторов в развитии экономики региона. Первый из названных аспектов исследования связан с систематизацией 39 положений, выдвинутых представителями институционализма[1]. Д. Норт, давая общую характеристику институтов, отмечает их мотивирующую и стимулирующую роль, определяющую размах инвестиций в эти факторы[2]. Важен также сделанный им акцент (со ссылкой на Р. Коуза) на то, что институты обусловливают трансакционные издержки, добавляемые к из- 41 42 держкам производства . Можно предположить, что их уровень и вектор изменения детерминированы действием институциональных факторов. В этой связи приведем тезис еще одного представителя институционализма - О. Уильямсона: «.основной целью и результатом функционирования экономических институтов . является минимизация трансакционных 43 издержек» . Поскольку в предметное поле исследования введено новое понятие, воспользуемся его характеристикой, предложенной О. Уильямсоном. Уточняя понятие трансакционных издержек, он раскрывает их структуру, выделяя в ней: - затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров, обеспечение гарантий реализации соглашений; - затраты, имеющие место при нарушении соответствия механизма сделок обстоятельствам их реализации, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям; - затраты на тяжбы, сопровождающие двусторонние усилия по устранению сбоев в контрактных отношениях; организационные и эксплуатационные расходы, сопряженные с использованием структур управления; - затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств[3]. Важен сделанный О. Уильямсоном акцент на вклад институтов в снижение неопределенности: «... возрастание степени неопределенности делает более настоятельной разработку участниками сделки механизма разрешения проблем, так как параллельно с увеличением неопределенности будут возрастать и проблемы в контрактных отношениях, и поводы последовательных адаптаций к новым обстоятельствам»[4]. Обратим внимание еще на одну установленную Д. Нортом сферу действия институтов - обеспечение экономических изменений: «В то время как подавляющее большинство принимаемых решений является рутинным и типовым, некоторые из них предполагают определенное изменение существующих «контрактов» - договоренностей, определяющих взаимоотношения между индивидами и организациями». Иногда подобное изменение может произойти в рамках действующей структуры прав собственности и политических норм; однако в ряде случаев новые контрактные отношения требуют соответствующих изменений правил. Равным образом постепенно изменяются или прекращают свое существование нормы поведения, управляющие процессами обмена[5]. Заметим, что Д. Норт самым главным, фундаментальным источником 47 изменений считает обучение индивидов и руководителей организаций [6]. Полагаем возможным связать это утверждение с установленной им мотивирующей ролью институциональных факторов. Очевидно, что эта роль реализуется, прежде всего, посредством системы обучения, изменяемой самой и модифицирующей потребности экономических субъектов. Важен в этой связи, и другой его тезис: «Скорость экономических изменений представляет собой функцию темпов обучения, а направление этих изменений есть функция математического ожидания выигрышей от приобретения различных ти- 48 пов знаний» . Резюмируя, можно выделить ряд функций, реализация которых связана с действием институциональных факторов: 1. Мотивирование и стимулирование деятельности субъектов, разделяющих требования институтов. 2. Регламентация деятельности субъектов, обеспечиваемая посредством конституциональных и экономических правил, контрактных соглашений. 3. Снижение трансакционных издержек. 4. Обеспечение экономических изменений, связанное с деятельностью системы обучения. 5. Обеспечение воспроизводства новаций. Для выявления избирательных характеристик содержания названных функций институциональных факторов, с действием которых сопряжено развитие экономики региона обратимся к научным публикациям, авторы которых проводили исследования в этой предметной области. Т.А. Вериш связывает роль институциональных факторов развития экономики субъектов РФ с формированием региональных инфраструктурных -49 локализаций . Ю.А. Ахенбах вклад институциональных факторов в развитие экономики регионов рассматривает в контексте формирования научно - производственных кластеров[7]. А.В. Соболев, раскрывая содержание процесса формирования экономического кластера, определяет ключевые позиции в нем мотивационным инст- рументам[8]. С.Н. Шевцова фокусирует внимание на использовании потенциала институциональных факторов в организации особых экономических зон и совершенствовании управления ими[9]. О.А. Джинджолия фиксирует вклад институциональных форм в обеспечение устойчивости малого предпринимательства в условиях экономическо- 53 го кризиса[10]. А.Г. Хабибрахманова связывает развитие внешнеторговой деятельности региона с институциональными преобразованиями в ее государственном ре- 54 гулировании[11]. А.В. Резепин, предлагая подход к повышению эффективности стабилизационной политики центра, учитывающей неоднородность экономического пространства в России, в числе необходимых институциональных преобразований рассматривает совершенствование каналов трансмиссии решений центра на региональный уровень[12]. Г.Ю. Г агарина обосновывает необходимость модернизации институционального механизма пространственной интеграции экономики регионов Рос- сии[13]. Приведенных позиций исследователей достаточно для того, чтобы сделать ряд выводов. Во-первых, имеющийся теоретический задел не содержит системной версии роли институциональных факторов в развитии экономики региона, поскольку в каждом конкретном исследовании внимание фокусируется на частном случае их действия и использования (пространственная локализация бизнеса, его инфраструктурное обеспечение, внешнеэкономические связи региона и др.). Вариант синтеза полученных при этом результатов вряд ли может оказаться продуктивным, поскольку изначально отсутствует «общий знаменатель», т.е. необходимый состав функций, которые в экономике региона выполняют эти факторы. Во-вторых, характеристика вклада институциональных факторов в развитие экономики региона ограничена только фиксацией объектной базы их действия (кластеры, особые экономические зоны, инфраструктура). За пределы теоретического анализа выведены экономические субъекты (бизнес, государство, местные органы власти), а соответственно, разнообразные виды отношений между ними. Для преодоления названных «пробелов» в теоретическом представлении о роли институциональных факторов в развитии экономики полагаем целесообразным предложить авторский подход к решению поставленной научной задачи, суть которого отражают следующие положения. 1. Для обеспечения системного видения роли институциональных факторов в развитии экономики региона необходимо идти от общего (выявленный нами ранее инвариантный состав реализуемых ими функций) к частному. 2. Выбор частных случаев проявления роли институциональных факторов в развитии экономики региона должен быть детерминирован определением, во-первых, ключевых задач развития современной экономики субъектов РФ, решение которых опосредовано действием институциональных факторов, во-вторых, основных сфер и объектов реализации таких задач. 3. Необходимым компонентом содержательной характеристики роли институциональных факторов в развитии экономики региона является выявление эффектов, ожидаемых экономическими субъектами, различающимися по институциональной природе. Реализация предложенного нами подхода позволила получить ряд новых результатов, в комплексе раскрывающих роль институциональных факторов развития экономики региона. А. В составе ключевых целей развития экономики субъектов РФ, достижение которых связывается с действием, в том числе, институциональных факторов, выделены: 1. Повышение уровня инновационности экономики региона. 2. Повышение вклада человеческого капитала в результаты экономического развития региона. 3. Повышение уровня конкурентоспособности экономики региона. 4. Повышение уровня инвестиционной привлекательности и активности региона. 5. Повышение уровня интеграции экономики региона в национальное и мировое пространство. Названные цели декомпозированы на задачи, постановка которых позволяет конкретизировать параметры социально-экономической системы региона, изменения которых происходят под воздействием институциональных факторов.
[1] т, Речь идет именно о систематизации положений, поскольку исследование их методологического фундамента, систем обоснования находится в рамках специальности 08.00.01 - экономическая теория. [2] См.: Норт Д. Экономическая деятельность в масштабе времени. - Указ. работа. - С. 708. [3] См.: Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». - Указ. работа. - С. 467. [4] Там же. - С. 473. [5] Норт Д. Экономическая деятельность в масштабе времени. - Указ. работа. - С. 712. [6] Там же. [7] См.: Ахенбах Ю.А. Формирование и развитие научно-производственных кластеров в регионе: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Тамбов, 2012. - С. 25. [8] См.: Соболев А.В. Развитие мотивационных инструментов формирования экономического кластера по инициативе государства: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Белгород, 2014. - С. 19-23. [9] См.: Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как инструмент повышения региональной конкурентоспособности: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Белгород, 2012. - 25 с. [10] См.: Джинджолия О.А. Институциональные формы обеспечения устойчивости малого предпринимательства в условиях экономического кризиса: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Волгоград, 2012. - С. 9-10. [11] См.: Хабибрахманова А.Г. Институциональные преобразования государственного регулирования внешнеторговой деятельности на региональном уровне: автореф. дис. .канд. экон. наук. - Уфа, 2008. - С. 11-12. [12] См.: Резепин А.В. Неоднородность экономического пространства как фактор восприимчивости регионов к стабилизационной политике центра: автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Челябинск, 2011. - С. 18. [13] См.: Гагарина Г.Ю. Развитие методологии управления пространственной интеграцией экономики регионов России: автореф. дис. .докт. экон. наук. - Москва, 2013. - С. 25.
Вся работа доступна по ссылке |
|