Быстрый переход к готовым работам
|
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализВ целях достижения поставленных в диссертационном исследовании задач эмпирическое исследование реализовывалось в два этапа. Цель первого этапа состоит в необходимости выявления специфики бизнес-моделей в социальном предпринимательстве для последующего выявления признаков при построении типологии бизнес-моделей. Второй этап эмпирического исследования заключается в построении типологии и выявлении основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве (результаты данного этапа исследования представлены в третьей главе). На данном - первом этапе проведения эмпирического исследования предполагается необходимым изучение особенностей формирования бизнес- моделей в социальном предпринимательстве с целью последующего выявления признаков для разработки типологии бизнес-моделей. Индуктивный подход к выделению признаков применяется в слабо структурированных исследовательских полях, где уровень развития теории не позволяет выделить характеристики, признаки, критерии объекта концептуально. Основной исследовательский вопрос, который сформулирован в рамках данного этапа эмпирического исследования — в чем особенности формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве? Для ответа на этот вопрос был проведен анализ бизнес-моделей четырех российских фирм, работающих в социальном предпринимательстве. Для выявления особенностей формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве в работе используется стратегия исследования — кейс- метод. Кейс-метод позволяет понять процессы благодаря глубокому пониманию случая и контекста. Согласно Р.Инь [Yin, 2014] кейс-метод позволяет глубоко изучать актуальное явление (кейс) в реальном контексте, особенно, когда границы между контекстом и явлением не в достаточной степени определены. В качестве метода теоретизирования кейс-метода в данной работе используется метод «обоснования, привязанного к контексту» (contextualized explanation) [Welch et al., 2010]. Данный метод основан на философском направлении «критический реализм» (critical realism), который подразумевает высокую роль контекста при анализе кейсов, а также выявление причинно-следственных связей. В отличие от широко используемого позитивистского философского подхода, который предполагает возможность выведения универсальных законов [Eisenhardt, 1989; Yin, 2003], а контекст рассматривается как ограничение, критический реализм рассматривает контекст как необходимое условие для выведения глубоких обоснований [Welch et al., 2010]. А в отличие от интерпретивистского философского подхода, критический реализм не просто видит основную роль кейс-метода в объяснении явления, но в раскрытии и выявлении причинно- следственных связей. Применительно к представленному в работе исследованию, специфика социального предпринимательства рассматривается как необходимый контекст при анализе кейсов, а результатом исследования является выявление механизмов, особенностей формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Единицей анализа в данной работе является бизнес-модель социальнопредпринимательских фирм/проектов, используется подход анализа нескольких кейсов [Eisenhardt 1989; Eisenhardt and Graebner 2007], который позволяет провести сравнительный анализ и вывить общие и отличительные черты и тенденции. В работе анализируются 4 кейса — российские социальнопредпринимательские фирмы/проекты, отобранные и поддержанные Благотворительным Фондом «Навстречу переменам»[1] через выдачу гранта и обеспечение наставничества. Эти 4 фирмы были первыми организациями в России, которые получили поддержку от Фонда «Навстречу переменам». Выбор кейсов основан на соответствии компаний определению социального предпринимательства, которого придерживается автор в работе. Важно отметить, что кейсы представляют разные сферы (психологическая помощь, спорт, просвещение, реабилитация) и разные по остроте и особенностям социальной проблемы — от торговли людьми до низкого уровня интереса к чтению среди детей. Каждая из выбранных организаций работает в областях, которые по той или иной причине не в достаточной степени охвачены государством и рынком. Выявление социальной проблемы, трансформация ее в рыночную возможность, а также поиск инновационных решений и их реализация через устойчивую бизнес- модель — это путь, который проходит социальный предприниматель в реализации своего проекта. В таблице 2.3 относительно каждого проекта описаны социальные проблемы, связанные с ними провалы рынка/государства, способы их решения социальными предпринимателями и сформулированные организациями миссии.
21 Благотворительный фонд «Навстречу переменам» —- был учрежден международным фондом «Навстречу переменам» (Reach for Change) в 2012 году с целью улучшения качества жизни детей и подростков и соблюдения их интересов. БФ «Навстречу переменам» реализует свою деятельность в России и Казахстане в партнерстве с такими компаниями, как СТС - Медиа, газета Metro, Viasat, Avito, Black Earth Fanning и Tele2, которые предоставляют информационную, организационную и ресурсную поддержку. Деятельность фонда направлена на улучшение жизни детей її подростков до 18 лет, защиту детства и полноценную реализацию прав детей согласно Конвенции ООН о правах ребенка. БФ «Навстречу переменам» занимается поиском и поддержкой социальных предпринимателей - исключительных личностей, компаний и организаций, деятельность которых направлена на улучшение жизни детей и подростков. Согласно определению Фонда социальным предпринимателем может считаться человек, деятельность которого направлена на решение острых социальных задач с помощью инновационных идей и использования бизнес-методов. Он стремится масштабирован» и распространять результаты своей работы на благо как можно большего количества детей и подростков; стремится создать финансово устойчивые организации. Он обладает всеми качествами предпринимателя - прагматичностью,
Вся работа доступна по ссылке |
|