Быстрый переход к готовым работам
|
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательстваРазнообразие определений понятия «бизнес-модель» обусловлено наличием разных подходов к выделению основных компонентов, блоков бизнес-модели. «Именно разница в выделяемых областях принимаемых решений, компонентах бизнес-модели, по большому счету, и характеризует отличия в понимании бизнес- модели фирмы» [Широкова, 2011, с. 110]. Однако, как отмечают Д.Е.Климанов, О.А.Третьяк [Климанов, Третьяк, 2014], последние годы «определенная консолидация мнений исследователей наметилась относительно перечня блоков (компонентов), в которых раскрываются виды деятельности, осуществляемые при реализации бизнес-модели, а также в признании рядом авторов бизнес-модели в качестве отдельной единицы анализа». Указанные в таблице 2.1 способы выделения компонентов бизнес-моделей демонстрируют разнообразие существующих подходов определения и описания бизнес-моделей. Однако можно отметить, что большинство авторов делают акцент в определении понятия «бизнес-модель» на следующих компонентах [Sommerrock, 2010, р. 136]: • ценностное предложение (value proposition); • создание ценности (value creation); • получение дохода (income generation). К вышеперечисленным компонентам разные авторы добавляют и другие. Например, Г. Хамел [Hamel, 2000] в качестве компонентов бизнес-модели выделяет ценностную сеть (value network), стержневую стратегию (core strategy), получение стратегических ресурсов (procurement of strategic resources) и управление взаимодействием с клиентом (management of customer interface), а Б. Демайл и X. Лекок [Demil, Lecocq, 2010] - ресурсы и компетенции (resources and competences), организационную структуру (organizational structure) и предложения по доставке ценности (propositions for value delivery). Российские исследователи выделяют другие компоненты для анализа бизнес-модели. Например, А.Шаталов [Шаталов, 2010] анализируя взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы, выделяет следующие блоки - «операционная модель» (включает в себя предлагаемую ценность, сеть создания ценности и рынок), «модель роста» и «экономическая модель». В зависимости от определенных характеристик каждой компоненты автор определяет кластеры бизнес-моделей, а затем показывает взаимосвязь каждого типа бизнес-модели и результатов деятельности фирмы. Несмотря на то, что данный подход позволил решить, стоявшие перед автором исследовательские задачи, его сложно назвать универсальным и подходящим для применения при анализе бизнес-моделей социального предпринимательства в связи с тем, что, например, отсутствуют такие важные для социального предпринимательства компоненты, как «взаимоотношение с клиентом», «потребительские сегменты».
Вся работа доступна по ссылке |
|