Быстрый переход к готовым работам
|
Воздействие социально-экономических стратегий ЕС на регулирование трудовых отношенийЦелью создания Европейского Экономического Сообщества являлись преимущественно экономические предпосылки - обеспечение справедливых условий конкуренции и устранение препятствий осуществлению свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Спустя 55 лет после создания Европейских Сообществ и по прошествии 20 лет с момента учреждения Европейского Союза процессы европейской интеграции продолжали развиваться в экономическом русле. Но анализируя более детально эволюцию ЕС, выявляется, что данное наднациональное образование не только исключительно экономический проект. Вопросы трудовой сферы являются не менее значимыми в контексте политического и социального измерения ЕС. Возможно ли существование ЕС как такового без социальной составляющей? Может ли интеграционное образование удерживать сильные позиции при слабой системе наднационального социально-трудового регулирования? Основные цели, уравновешивающие поставленные экономические задачи, заключались в защите прав работников в части равной заработной оплаты и охраны труда. Возрастающая конкуренция и приток дешевой рабочей силы, низкий уровень условий труда и ряд других факторов могли негативно отразиться на уровне защиты трудовых прав работников. В 2000 году Суд ЕС в решении по делу Шродер[1] определил, что экономические цели, определенные статьей 141 Договора о ЕС, являются второстепенными по отношению к социальным. По мере распространения процессов глобализации, развития экономики, основанной на знаниях, институты ЕС направили усилия на повышение конкурентоспособности, уровня занятости, сокращения безработицы, инвестирования в человеческие ресурсы. Развитие экономической интеграции не могло идти в отрыве от интересов граждан После подписания Маастрихтского договора в 1992 году применение в различных сферах актов мягкого права стало распространенной практикой. Понятие мягкого регулирования включает в себя ряд мер по контролю, основанных на обмене практическими знаниями и опытом. К таким мерам относятся добровольное участие в обмене информацией, в подготовке национального плана действий, создание рабочих групп, проведение встреч и дискуссий по осуществлению планов по увеличению занятости населения, способствование социальному прогрессу, распространение инновационных технологий, развитие информационного общества, защита окружающей среды. Одной из таких мер, воплощенной на практике, стал метод экономической координации, который использовался при реализации Европейской стратегии занятости и создании Экономического и валютного союза. Этот метод закреплен в Лиссабонской стратегии[2] под названием Открытый метод координации (далее - ОМК). Реализация ОМК состояла из нескольких этапов. Первый этап заключался в достижении государствами ЕС общих целей в определенной сфере общественных отношений под надзором Совета ЕС. Второй этап состоял в выборе Советом министров показателей, с помощью которых будет осуществляться мониторинг и отслеживаться эффективность процесса воплощения в жизнь поставленных целей. На третий стадии государства-члены подготавливали план действий, где каждая страна представляет те меры, которые она будет предпринимать для изменения национальной политики в какой-либо сфере. При этом, показатели, выбранные на второй стадии, должны отражать, насколько эффективны на самом деле принимаемые меры. Контроль над третьей стадией осуществляют сами государства. На четвертом этапе Европейской комиссией производится оценка эффективности национальных планов действий и координации. На пятом этапе Европейская комиссия издает специальный план, где описывает наиболее эффективные методы сотрудничества, которые удалось применить. Открытый метод координации позволяет проводить мониторинг и наблюдать за реализацией поставленных задач, делиться наиболее удачным опытом. Важным элементом ОМК является то, что общие цели и показатели устанавливаются на уровне ЕС, а меры по их достижению определяются каждым государством самостоятельно. Как можно оценить эффективность рассматриваемого метода для трудовой сферы в рамках наднационального регулирования? С одной стороны, ОМК является необходимым элементом, способствующим распространению новых политических идей в ЕС, вовлекающим больше участников в процесс имплементации мер, принимаемых на уровне Союза, поощряя национальные власти принимать проработанные нормативно-правовые акты, ускоряющим развитие внутренних мер по решению социальных задач, наконец, создающим единые стандарты в рамках ЕС. С другой стороны, ОМК имеет и отрицательные стороны. Предоставление ограниченных полномочий Европейской комиссии оказывает влияние на социально-трудовую политику государств, является компромиссным способом гармонизации данной сферы государств-членов Евросоюза. Сам метод больше направлен не на результат, а на процесс, когда производится обмен информацией, осуществляется контроль за достижением поставленных целей, происходит обмен опытом и наиболее эффективными достижениями. На практике эффективность такого метода весьма сомнительна. Даже в тех случаях, когда ОМК действительно оказывал существенное влияние на социально-трудовую политику государств, нет никаких свидетельств тому, что эти изменения дали какой-либо положительный результат. Сами государства часто не проявляют желания претворять в жизнь намеченные изменения, часто общие цели, определенные на уровне Европейского Союза, не находят адекватного воплощения в жизнь на национальном уровне. Необходимо отметить, что один из главных недостатков ОМК состоит в отсутствии обязательств и санкций за неимплементирование заключаемых соглашений. Автор настоящего диссертационного исследования делает вывод о том, что хотя ОМК и упрощает процесс обмена информацией и опытом между государствами, этот метод не является достаточно эффективным для контроля национальных правительств в сфере формирования целостной социальной политики, введения единых трудовых стандартов. Коммюнике Европейской комиссии 2005 года «Работая вместе, работаем лучше: новая основа для открытой координации политик социальной защиты и социальной интеграции в Европейском Союзе»[3] содержит цели разработки социально-трудовой политики ЕС. Цели, изложенные в Коммюнике, можно разделить на четыре группы. Первая группа - достижение основных целей - социальная сплоченность, равенство мужчин и женщин, установление равных возможностей для всех людей посредством доступных и устойчивых в финансовом отношении систем социальной защиты и политики социального включения, тесное взаимодействие в создании рабочих мест, улучшении условий труда, надлежащее управление, прозрачность и вовлечение участников в разработку, применение и осуществление контроля над социально-трудовой сферой. Вторая группа - социальная интеграция. Цель по обеспечению всем людям доступа к ресурсам, правам и услугам, необходимым для участия в жизни общества, борьба со всеми формами дискриминации, приводящей к исключению индивида из общества, является в большей степени декларацией. Исходная часть заявленной цели слишком обширна, конкретное содержание остается неясным. Бесспорным является то, что каждый индивид является членом общества, а его участие в общественной жизни зависит от его воли, способностей и намерений использовать любые доступные ресурсы. Во второй части рассматриваемой цели, касающейся борьбы с дискриминацией, содержится много обобщений. Ряд вопросов относительно трактовки тех или иных понятий остается открытым. [1] Решение Суда ЕС по делу С-50/96 Deutsche Telekom AG v. Lilli Schroder [2000] ECR 0000. [2] Источник информации - официальный сайт Европейского парламента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/summits/lisl_cn.htm [3] Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economie and Social Committee and the Committce of the Régions - Working together, working better - A new framework for the open coordination of social protection and inclusion policies in the European Union // Источник информации - Официальный вестник ЕС - СОМ (2005) 0706.
Вся работа доступна по ссылке |
|