Быстрый переход к готовым работам
|
Источники трудового права ЕСХарактерной чертой отрасли права является наличие совокупности юридических норм, регулирующих определенную область отношений. Непосредственно внешним выражением формы права являются источники права. Источник права - это способ выражения, закрепления правовых норм[1]. Источники трудового права ЕС образуют первичные источники - учредительные договоры ЕС - Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза, в редакции Лиссабонского договора, вступившего в силу 1 декабря 2009 года[2]. В иерархии источников трудового права ЕС, как и права ЕС в целом, учредительные договоры занимают высшую ступень. В заключение № 1/91[3] Суд ЕС указал, что учредительный договор, заключенный в форме международного соглашения, представляет собой «конституционную хартию Сообщества». Статья 4 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора закрепляет, что государства-члены должны принимать все необходимые меры для обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из Договоров и актов институтов Союза. Содержание положений указанных Договоров, относящихся к трудовой сфере, можно разделить на следующие составляющие: • основополагающие цели и задачи ЕС в рассматриваемой области; • полномочия институтов ЕС по установлению единых трудовых стандартов; • закрепление прав и обязанностей государств ЕС, работников и работодателей, социальных партнеров. В Преамбуле Договора о ЕС подтверждается, что государства-члены и сам Союз будут содействовать не только экономическому, но и социальному прогрессу. В статье 2 Договора указаны ценности ЕС - человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, правовое государство, уважение прав человека, прав лиц, относящихся к меньшинствам, плюрализм, недискриминация, терпимость, правосудие, солидарность и равенство женщин и мужчин. Среди основополагающих целей ЕС в социально-трудовой области Лиссабонским договором[4] признаны: • стремление к достижению полной занятости, к максимальному сокращению уровня безработицы; • борьба с социальной маргинализацией, с дискриминацией, в том числе, в трудовых и тесно связанных с ними отношениях; • содействие социальной справедливости и социальной защите; • обеспечение равенства женщин и мужчин; • усиление экономического, социального и территориального сплочения и солидарности государств-членов. Детальные предписания о компетенции и деятельности Союза в трудовой области содержатся в Договоре о функционировании ЕС. Политика в социально-трудовой сфере отнесена к совместной компетенции ЕС и государств-членов[5]. Это означает, что государства сохраняют за собой право законодательствовать и принимать юридически обязательные акты лишь в той мере, в какой ЕС не воспользовался своей компетенцией[6]. В Договоре о функционировании ЕС закрепляются принципы деятельности, которые должны соблюдаться Союзом при осуществлении мер в различных областях. К ним относятся принципы учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в высоком уровне образования, обучения, охраны здоровья людей[7]. Разделы части третьей Договора о функционировании ЕС образуют основу трудового блока компетенции ЕС. В них закреплены: • направления осуществления политики занятости (раздел IX «Занятость»); • регулирование трудовых отношений (раздел X «Социальная политика»); • правовой статус Европейского социального фонда, целью которого является содействие формированию внутри ЕС благоприятных условий для трудоустройства работников, облегчения адаптации работников к развитию производственных систем, повышения их географической и профессиональной мобильности (раздел XI «Европейский социальный фонд»). Согласно статье 151 Договора Союз и государства-члены ставят своими целями повышение занятости, улучшение условий жизни и труда, адекватную социальную защиту, установление социального диалога. При реализации этих целей должны осуществляться меры по учету разнообразия национальной практики, а также поддержки конкурентоспособности экономики ЕС. Важной новеллой Лиссабонского договора 2007 года являются положения статьи 6 Договора о ЕС, в соответствии с которой Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах[8] от 7 декабря 2000 года, адаптированной 12 декабря 2007 года, которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры. Хартия ЕС об основных правах относится также и к актам, формулирующим общие принципы права. Положения Хартии действуют только в рамках применения права ЕС. Пункт второй статьи 51 закрепляет узкое видение Хартии как сугубо кодификационного документа. В нем предусматривается, что документ не устанавливает никаких новых полномочий или задач для Сообщества и Союза, так же как и не вносит изменения в полномочия и задачи, определенные Договорами. Цель Хартии состоит в том, чтобы создать билль о правах человека, а не наделять Европейский Союз новыми полномочиями законодательствовать в области основных прав. В заключении № 2/94[9] Суд ЕС провел четкое различие между обязательством уважать основные права и компетенцией законодательствовать в отношении основных прав. Хартия предназначена для применения институтами и органами Европейского Союза и не относится к деятельности государств-членов, выходящей за рамки законодательства Союза. Окончательная редакция пункта первого статьи 51 устанавливает, что положения Хартии адресованы институтам и органам ЕС при соблюдении принципа субсидиарности и государствам-членам, но только тогда, когда они применяют право ЕС[10]. Порядок применения тех прав человека, которые, хотя и включены в Хартию, скорее являются принципом (некой программой действий), нежели материальной нормой права и не поддаются прямому применению. Подтверждением этому служит пункт пятый статьи 52, предусматривающий, что положения Хартии, содержащие принципы, реализуются путем принятия законодательных и исполнительных актов институтами и органами Союза и актов, разрабатываемых государствами- членами. Первоначальный текст Хартии оставлял теоретическую возможность для расширительного толкования включенных в него положений. Окончательная редакция горизонтальных статей это исключает. Тем не менее, Польша, Великобритания[11], а в последний момент и Чехия[12] настояли на том, чтобы получить особый статус в отношении Хартии. Положения Главы IV «Солидарность» Хартии содержат широкий набор социально-трудовых прав. Многие из них перекликаются с соответствующими положениями Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод и Хартии об основных социальных правах работников. Их главная направленность состоит в обеспечении социального мира, партнерства и сплоченности. Значительное место среди них занимают права в области трудовых отношений. Так, в Хартии провозглашаются права работников на информацию и консультации в рамках предприятия (статья 27), ведение коллективных переговоров и осуществление коллективных действий, включая проведение забастовок (статья 28), получение помощи в трудоустройстве (статья 29), защиту от необоснованного увольнения (статья 30), справедливые и достойные условия труда и оплачиваемый отпуск (статья 31). Запрещается эксплуатация детского труда и предусматривается защита молодых работников на рабочем месте (статья 32), гарантируется правовая, экономическая и социальная защита семьи и такие ее конкретные проявления, как защита от увольнения по мотивам, связанным с материнством, право на оплачиваемый отпуск по беременности и отпуск по уходу за новорожденными детьми (статья 33). Статья 34 регламентирует основные виды социального обеспечения и социальной поддержки материнства, а также социальной защиты в случае болезни, потери трудоспособности, нахождения на иждивении, необходимости в уходе по старости и увольнения. Признается право на социальную помощь и помощь в обеспечении жильем, призванное обеспечить достойное существование всем тем, кто не располагает достаточными средствами. Вместе с тем, как и в отношении многих других социальных прав, оговаривается, что их конкретное наполнение зависит от правил, устанавливаемых правом ЕС, национальным законодательством и практикой. Помимо соответствующих положений Хартии, статья 151 Договора о функционировании ЕС квалифицирует фундаментальные социальные права, как это определено Европейской социальной хартией 1961 года и Хартией Сообщества об основных социальных правах работников 1989 года, в качестве ориентира для разработки последующих правовых актов и политики в целом в социально-трудовой сфере как для Союза, так и для государств-членов. Ко второй группе источников трудового права ЕС относятся нормативно-правовые акты институтов ЕС, принятые на основе общей или специальной законодательной процедуры. Согласно статье 288 Договора о функционировании ЕС для осуществления компетенции ЕС институты принимают регламенты, директивы и решения, а также рекомендации и заключения. Регламенты играют важную, но не определяющую роль в системе источников трудового права ЕС. Количество принятых регламентов в рассматриваемой сфере невелико по сравнению с директивами, которые составляют основной массив норм, регулирующих трудовые отношения. Тем не менее, необходимо упомянуть регламенты, имеющие существенное значение в раскрытии ряда вопросов трудовой сферы ЕС. В первую очередь, речь идет о Регламенте Европейского парламента и Совета № 492/2011 о свободе передвижения работников в рамках ЕС[13]. Более подробно содержание данного документа рассмотрено в Главе 2 настоящего диссертационного исследования. Характеризуя Регламент № 492/2011 в контексте источников трудового права ЕС, следует указать, что этот акт представляет собой кодифицированную версию ранее принятых актов, в частности, Регламента 70 № 1612/68 о свободе передвижения работников внутри Сообщества ". Данным документом регулируются вопросы занятости (статьи 2-6), равного обращения на работе (статьи 7-9), права семьи работника (статья 10), механизмы для обеспечения возможности трудоустройства (статьи 11-16). Положениями Регламента закрепляется создание Европейского координационного центра для осуществления согласованной политики в области занятости (статьи 18-20). Специфичным актом в области трудового права ЕС является Регламент Совета ЕС по вопросу регулирования условий труда водителей автотранспорта[14].
55 Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 259. [2] Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества // Источник информации - Официальный вестник ЕС - С 306/01, 2007. [3] Opinion № 1/91 delivered pursuant to the second subparagraph of Article 228 (1) of the Treaty - Draft agreement between the Community, on the one hand, and the countries of the European Free Trade Association, on the other, relating to the creation of the European Economic Area // Источник информации - European Court reports [1991] 06079. [4] Статья 3 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора. [5] Часть первая Договора о функционировании ЕС «Принципы», Раздел I «Категории и сферы компетенции ЕС», пункт «Ь» параграфа 2 статьи 4. [6] Статья 2, параграф 2 Договора о функционировании ЕС. [7] Статья 9 Договора о функционировании ЕС, Раздел II «Положения общего применения». [8] Charter of Fundamental Rights of the European Union (2000/C 364/01) // Официальный сайт Европейского Парламента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.europarl.europa.eu/ charter/pdf/t:ext_en.pdf [9] Opinion № 2/94 of the Court of 28 March 1996. Accession by the Community to the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms // Источник информации - European Court reports [1996] P. 01759. [10] Европейская комиссия не дает каких-либо разъяснений относительно расширения сферы действия Хартии (пункта 1 статьи 51). (Исполинов A.C. Хартия основных прав ЕС: опыт первых трех лет применения / Исполинов A.C. // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 12 (55)). Комиссия ежегодно публикует отчеты о применении Хартии. Например, в 2012 г. Комиссия выступила с предложением проведения реформы в области защиты персональных данных. Хартией признаются право на личную жизнь (статья 7) и право на защиту персональных данных (статья 8). Статья 16 Договора о функционировании ЕС закрепляет возможность установления институтами ЕС правил о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных. (2012 Report on the Application of the EU Charter of Fundamental Rights // Источник информации - COM (2013) 271). [11] Протокол 2007 года о применении Хартии ЕС об основных правах к Польше и Соединенному Королевству. [12] Декларациях» 53 Чешской Республики в отношении Хартии ЕС об основных правах. [13] Regulation № 492/2011 of the European Parliament and of the Council of 5 April 2011 on freedom of movement for workers within the Union // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 141, 27.5.2011, Р. 1-12. [14] Regulation № 1073/2009 of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 on common rules for access to the international market for coach and bus services, and amending Regulation № 561/2006 // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ L 300, 14.11.2009, P. 0088-0105.
Вся работа доступна по ссылке |
|