У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формирования концептуальных основ государственной (гра¬жданской) службы и их юридическое закрепление

Институт государственной (гражданской) службы в период правления Екатерины II получил существенный толчок в развитии, поскольку впервые имело место его концептуальное осмысление, в то время как до этого он раз­вивался преимущественно опытным путем. Вместе с тем фундаментальные и, главное, системные принципы организации государственной (гражданской) службы, определенные в эпоху Петра I, оставались неизменными. Однако и здесь, отдавая должное великому реформатору, создавшему знаменитый Та­бель о рангах, следует заметить, что и в допетровское время институт госу­дарственной службы определенным образом развивался, и по-другому, соб­ственно, не могло быть, поскольку ни один социально-правовой институт, а именно таким является институт государственной (гражданской) службы, не может возникнуть на пустом месте. Однако период развития государствен­ной (гражданской) службы в Московском государстве мы опускаем, по­скольку он оставляет предмет специального исследования.

Что касается эпохи Петра 1, то здесь необходимо выделить некоторые аспекты в развитии государственной (гражданской) службы, которые пред­ставляют особый интерес с той точки зрения, что они находили определенное продолжение в период конца ХУ111 — начала XIX вв. В частности, подход, когда в государственные служащие в принимались лица нижних сословий, начал применяться при Петре 1, поскольку масштабы задуманных им преоб­разований требовали грамотных и энергичных управленцев, а затем получит

толчок в своем развитии в годы екатерининских реформ, освободивших дворянство от обязательной государевой службы.

Однако более важным представляется то обстоятельство, что в Мос­ковском государстве системности и полноты регулирования условий и по­рядка прохождения государственной службы не было, и заслуга Петра I, принявшего это государство, в этой сфере как раз заключается в том, что он разработал и систематизировал правовые акты, определявшие институт госу­дарственной службы. 24 января 1722 г. Петр I утвердил знаменитый Табель о рангах - закон, определявший порядок государственной службы, а именно устанавливались чины по старшинству, а также последовательность чино­производства)[1]. Помимо этого, были приняты и другие законы, отдельные нормы которых также регулировали вопросы государственной службы.

Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на со­словное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магист­рат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер- президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами маги­стратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее со­стоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы. В частности, Указом Петра I от 13 февраля 1720 г.[2] был создан Главный магистрат - центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге, с целью централизации управления делами посадского населения на правах коллегии. Согласно указу, новый орган был призван «ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину па­ки собрать». По Регламенту, горожане делились на «регулярных граждан»

(входивших в гильдии и цеха) и «подлых» (находившихся «в наймах» и на «чёрных работах»). Порядок жизни тех и других регулировался учреждав­шимися на местах городовыми магистратами. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные реше­ния, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор по­датей.

Возникновение Главного магистрата было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны[3]. Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглав­лял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер- президентом — стал князь Ю.Ю. Трубецкой. Под его началом находилось ма­гистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов[4]. Главный магистрат был главным начальствен­ным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721 г., был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата»[5], определивший его состав и функции. По Регламенту все горо­жане (посадское население) делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «чер­ных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр. Руководство Главного магистрата над го­родовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их су­дебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финан­сов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинно­стей. С 1722 г. косвенные сборы (таможенные, солевые, кабацкие и пр.) были оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контроли­ровал также действия полиции и исполнение городскими магистратами воз­ложенных на них полицейских функций. Довольно быстро Городские маги­страты - эти сословные органы местного управления торгово- промышленным населением - стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов - включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выби­ралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Глав­ный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, - контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции (ре­гистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъ­езде выдавал им паспорта или отпускные письма). Главный магистрат был упразднен в 1727 г. указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 г. как Контора Главного магистрата, но пе­реведен в Москву (Елизавета Петровна восстановила его как одно из уста­новлений Петра I). По предписанию Сената Главный магистрат стал подчи­няться губернским властям и полиции. С 1775 г. он стал почти исключитель­но судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвиди­ровала Главный магистрат в 1782 г.

Как видно, многое из того, что было отрегулировано Петром 1 посред­ством Регламента Главного магистрата в части государственного управления,

еще долго функционировало и в рассматриваемый период правления Екате­рины 11. Но все же в контексте исследуемой проблематики важнейшее зна­чение имел, конечно, Табель о рангах. В этом акте вводись чины с разделе­нием их на гражданские, военные и придворные. При этом предусматрива­лось 14 классов, однако в табеле о рангах не давалось определение «чина», вследствие чего чин мог рассматриваться и как служебное звание, и как должностное положение (ниже будет показано, что такое двойное толкование в первой половине XIX в. станет основанием для постановки вопроса о том, чтобы вообще ликвидировать чиновничье звание, оставив только название должности, однако в итоге такого решения принято не будет).

Мы полагаем, что в названиях чинов имели место элементы собственно должности и звания. Так, в в IX классе в разделе статских чинов перечисле­ны следующие должности: «Титулярный советник; воинских двух, иностран­ной коллегий секретари; обер-рентмейстер в губерниях, полицеймейстер в резиденции, бургомистры от магистрата в резиденции быть непременным, лантрихтеры в провинциях, профессоры при академиях, докторы всяких фа­культетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государствен­ных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначеи при монетном деле, асессоры в надворных судах в резиденции, директоры над пошлинами в портах». Для VIII класса в Табели в соответствующей графе перечислены следующие должности: «Ундер стат галтер в резиденции, экономии галтер, регирунс раты в губерниях, обер директор над пошлинами и акцизами в ре­зиденции, обер лантрихтеры в резиденции, президент в магистрате в рези­денции, обер комиссары в коллегиях, асессоры в коллегиях, обер правиант мейстер в резиденции, обер секретари в протчих коллегиях, секретари в Се­нате, обер берг мейстер, обер валдейн, обер минц мейстер, надворный совет­ник, надзиратель лесов, воеводы». Как видно, указываются не только долж­ности, но и учреждение, в котором должен служить обладатель соогветст-

 

вующего класса[6]. Это подтверждается и 4-м пунктом второй части законода­тельного акта: «Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет».

Как справедливо отмечается в историко-правовой литературе, Табель о рангах устанавливал определенные привилегии для тех, кто находился на во­енной службе - в сравнении с теми, кто поступал на гражданскую службу, что во многом определялось личными наклонностями самого Петра Велико­го[7]. В целом же положения Табели о рангах свидетельствуют о том, что Петр 1 стремился создать стимулы для стремления хорошо служить. Важно при этом подчеркнуть, что издание Табели о рангах самым тесным образом было связано с кардинальными изменениями всей правовой системы, а именно из­данием законов, которые должны были выполнять все, в том числе и верхов­ная власть. В этих условиях вполне логичным являлось стремление подчи­нить государственную службу законодательному регулированию, причем достаточно подробному[8]. Другой особенностью является то, что Табель о рангах устанавливала механизм постепенного продвижения чиновника по служебной лестнице.

 


[1] Табель о рангах всех чинов Воинских, Статских и Придворных, которые в котором клас­се чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин . между собою, однакож Воинские выше прочих , хотя бы и старее, кто в том классе пожа­лован (далее - Табель о рангах) от 24 января 1722 г. // ПСЗ-1. № 3978.

[2] Указ о создании Главного магистрата от 13 февраля 1720 г. //ПСЗ-1. № 3708.

[3] Водарский Я. Е. Из истории создания Главного магистрата // Вопросы социально- экономической истории и источниковедения периода феодализма в России // К 70-летию

A.                   А. Новосельского /сб. научн.тр. М.,1961. С. 183.

[4] Государственные учреждения России в XVIII в. (Законодательные материалы) / Сост. А.

B.                   Чернов, М., 1960. С. 47-48.

[5] Регламент, или Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. // Реформы Петра I. Сбор­ник документов. Сост. В.ИЛебедев. М.: Гос.соц.-эк.изд-во, 1937.

[6] Карпович Е.П. Русское чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С. 109.

[7] Баггер X. Реформы Петра Великого: обзор исследовании. М.: Прогресс, 1985. С. 46.

[8] Архипова Т.Г., Сенин A.C., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII - XX вв. М.,2001. С. 53.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36514.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.