Быстрый переход к готовым работам
|
Иные формы взаимодействия норм права и норм морали в правовом регулировании трудовых отношенийДругой формой взаимодействия права и морали в трудовых отношениях является влияние права на формирование нравственных норм. Другими словами, нравственное воспитание людей посредством норм права. Данная форма взаимодействия означает, что не только мораль влияет на право, но и право оказывает обратное влияние на мораль. Это влияние в основном выражается в том, что государство, имея более действенные способы защиты тех или иных положений (в виде аппарата государственного принуждения), в отличие от морали (с совестью и общественным мнением), применяет свои способы для внедрения, проведения и реализации моральных принципов и ценностей в жизнь. Более того, нужно говорить о важнейшей роли государства в нравственном воспитании граждан. Оно должно всеми приемами и способами, в том числе и через нормы права, способствовать привитию моральных ценностей людям, нравственному воспитанию всех членов общества без исключения, в особенности детей и несовершеннолетних. Ведь посредством нравственного воспитания вырабатываются, развиваются и совершенствуются нравственные качества людей: доброта, трудолюбие, любовь и уважение к окружающим, дисциплина, культура поведения и др. Давно замечено, что лица, хорошо воспитанные в моральном отношении, гораздо реже других совершают проступки и преступления, затевают споры и судебные тяжбы. Чрезвычайно большое значение для развития морали и нравственного воспитания приобретает право. Разумеется, каждый человек должен определять свое поведение, руководствуясь своей совестью, в соответствии с моральными нормами. Живя в социуме, человек должен строить свое поведение на определенных правилах, законах, нормах, выработанных самим обществом и считающих их приемлемыми. Обязанность поведения человека в соответствии с нормами морали и нравственности — это общественная обязанность любого человека, нарушение которой карается общественными средствами, т.е. силой общественного мнения. Но как и любая обязанность, она может быть нарушена по различным причинам - от полного непринятия конкретной личностью данной моральной нормы до умышленного ее нарушения. Часто одной внутренней мотивации недостаточно, чтобы поведение людей соответствовало тем рамкам и правилам, которые выработаны обществом, поэтому возникает необходимость во внешнем законе, который охранял бы те или иные, особо значимые, отношения и сдерживал произвол более действенными средствами. И хотя выполнение норм морали обеспечивается силой общественного мнения, которое, как утверждают некоторые авторы, может давить на индивидуальное сознание сильнее, чем государственное принуждение, все же для нашего общества (в особенности это характерно для больших городов) не является серьезным стимулом к моральному поведению. На помощь приходит право, которое является «суррогатом» морали или ее необходимым дополнением. В необходимых случаях государство в нормативных актах подчеркивает государственное значение соблюдения гражданами моральных норм. Вместе с тем нормы права служат средством их нравственного воспитания. Хотя, с другой стороны, не всегда социальная политика государства действует в нужном направлении. В периоды падения общественной нравственности, морального разложения общества из-за сословных, классовых, религиозных или национальных распрей, разрывающих общественное единство, социальная роль государства и права возрастает. В России же долгое время забота о населении и его нравственном воспитании упускалась из вида государства. Но в последнее время наблюдаются некоторые положительные тенденции в нравственном воспитании населения посредством норм права. Так, к примеру, ст. 265 ТК РФ применительно к лицам до восемнадцати лет (несовершеннолетним) наряду с запрещением применения их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, также запрещает работу выполнение которой может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.
Детский труд, а также труд подростков является большой проблемой как для России, так и для других стран. На нее обращает внимание мировое сообщество, в ее рамках рассматриваются вопросы возможности применения труда детей и подростков (Конвенция МОТ №182 «О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», ратифицированная Российской Федерацией 8 февраля 2003 г.), границы и условия их труда, оплата труда, нарушения их трудовых прав (в частности дискриминация), а также влияние работы и условий труда на здоровье и формирование личности (нравственные качества). Несовершеннолетние в силу повышенной чувствительности их организма, влияния работы на развитие и состояние организма, социальной незрелости, неумения правильно и разумно принимать решения, а также нести ответственность за принятые решения нуждаются в повышенном внимании, в том числе и со стороны государства. Труд несовершеннолетних выгоден работодателям по целому ряду причин: несовершеннолетним, как правило, платят за труд меньше, чем взрослым, а случается, что с ними расплачиваются продуктами, алкоголем, вещами, а это не только противоречит действующему законодательству (в частности ст. 131 ТК РФ), но также влияет на формирование их личности и нравственное воспитание; подростки не гнушаются работы, которую не стали бы выполнять взрослые; они не «качают» прав, которых, как правило, не знают, да и некому им жаловаться133. Чтобы хоть как-то ограничить произвол работодателей, а также оградить несовершеннолетних от собственных необдуманных решений, для правильного нравственного развития личности, законодатель запрещает несовершеннолетним трудиться на работах, которые могут помешать или как-то навредить их развитию. В качестве таких работ законодатель называет игорный бизнес, работы в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими препаратами.
Вся работа доступна по ссылке |
|