Быстрый переход к готовым работам
|
Общая характеристика взаимодействия норм права и норм морали, формы такого взаимодействияСвязь морали с правом является одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными уже на протяжении многих веков. Это обусловлено тем огромным значением, которое сыграли эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории. Механизмы права и созданные на основе права институты управляли жизнедеятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы обеспечивали мотивацию действий индивидуумов и всего общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства. В то же время взаимосвязь права и морали является одним из тех вопросов, на который абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ в силу того, что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по- разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных географически, исторически и в социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов. Следствием этого является ситуация, когда каждая из предложенных теорий страдает выраженным субъективизмом. Кроме того, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития. Например, в средние века ведущую роль в системе социальных норм играла религия, а уже в капиталистическом обществе право начало занимать определяющую, важную роль в системе социальных институтов. На современном этапе праву также принадлежит приоритет, однако это не означает отсутствия влияния моральных установок. Именно в настоящее время получили реальное развитие идеи правового государства, всеобщих прав человека, принципа гуманизма права. Для того чтобы рассмотреть вопрос о формах взаимодействия норм права и норм морали, необходимо коротко (для целей данного исследования) остановиться на характеристике такого явления как право. В качестве социального института право существовало не всегда. Длительное время общество обходилось без права и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Право вырастает из социальных норм догосударственной организации, т.е. формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям. Поэтому мораль является как бы прародительницей и государства, и права. Само появление и существование права наряду с моралью, по мнению ряда авторов, означает, что мораль бессильна урегулировать ряд отношений между людьми[1]. Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сосуществование людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений. Таким образом, общество, с одной стороны, не может не требовать, чтобы некоторые элементарные правила нравственности с необходимостью осуществлялись его членами, помимо их субъективного усмотрения; с другой стороны, оно не может не желать такого осуществления нравственных норм, при котором действия вытекают из глубины нравственного чувства. Выход из этого двойственного требования заключается в том, что первоначально единая совокупность этических норм раздваивается на особые области: та их часть, которая определяет самые основные условия общежития и требует усиленного надзора со стороны общества, обособляется в виде области специально юридической, тогда как другая часть выделяется в особую группу под именем норм нравственных в собственном смысле этого слова[2]. Право с его формальной определенностью, доказуемостью и способностью к принудительному осуществлению регулирует наиболее значимые отношения в обществе между людьми, давая тем самым определенную гарантию их правильного осуществления. Л.И. Петражицкий, описывая нравственность как сферу добровольно принятых на себя обязанностей, вытекающих из чувства любви и благодарности, делает вывод, что роль права в общественной жизни гораздо важнее роли нравственности. С точки зрения массового поведения активная этическая мотивация (создание правомочности) имеет большее значение, чем пассивная этическая мотивация (сознание нравственного долга)[3]. Соответственно, право является не «минимумом нравственности», как утверждали некоторые мыслители[4], а ее «суррогатом», несовершенной, однако необходимой формой отношений между людьми. Вся трудность в понимании такого феномена, как право, вызвана тем, что к праву можно подходить с разных точек зрения и рассматривать его по- разному. Так, средневековый философ и мыслитель Аквинат в своей работе «Сумма теологии» рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право, где каждому из них отводится свое место в жизни людей и общества[5]. Мыслители, ученые и правоведы нашего времени также признают многозначность права. С помощью термина «право» обозначаются разные явления. Так, выделяют естественное право (непосредственно существующие социальные права людей), моральное право (явления морального, нравственного характера), субъективное право (возможности, свободы поведения субъекта) и объективное право[6]. Вместе с тем при всей своей многозначности слово «право» выражает и нечто единое. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения[7]. «Юристы всё ещё ищут определение права» - писал И. Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления[8]. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения права. Более того, по мнению российского учёного Л.И. Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений[9]. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации общества, при которой регулируются демократия, экономическая свобода, свобода личности. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования. Право противостоит произволу и беззаконию. Данная многозначность и разнообразие подходов к пониманию права также влияют и на различные мнения относительно соотношения права как социального регулятора с иными регуляторами, в том числе и с нормами морали. Право как особое правило поведения специально создается (или признается) людьми, общественными образованиями, законодателем, судами, самими субъектами права; является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности; властно утверждается в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения, а также существует в виде особой, выраженной внешне реальности (в виде закона, юридического прецедента и иных источников, а не просто мысли, идеи). В данном случае термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство». Для права характерны системность, нормативность, определенность, динамизм и обеспеченность государственным принуждением. ( Право формируется при участии государства, которое может быть непосредственным или опосредованным. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). Причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность (государство творит право). [1] См.: Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002. С. 182. [2] См.: Новгородцев П.И. Право и нравственность//Правоведение. 1995. №6. С. 105-106. [3] Цит. по: Балицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 1991. №8. С. 31-32. [4] См., например: Елинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. С. 61-62; Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 448-449. [5] См.: Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2004. С. 655. [6] См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 27-39. [7] См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 61. [8] Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 260. |
|