У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Нормы права и нормы морали как разновидности социальных норм

Начиная с глубокой древности у людей складывались представления о нормах жизни, правилах поведения, одобряемых и порицаемых. Вначале общее понимание надлежащего и запрещенного людям давала мифология. В дальнейшем данные представления возникали из религии, т.е. божественного происхождения правил поведения человека, соблюдение которых поддерживал страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти.

В наше время деятельность людей, их поведение и отношения определяются множеством существующих в обществе норм и правил, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. К людям давно пришло осознание того, что в каждом обществе существуют определенные нормы поведения. Так, французский юрист Леон Дюги считал: «...уже вследствие того, что люди являются частью социальной группы и даже всего человечества, они подчинены обязательному для них правилу поведения»[1].

«Человек по природе своей есть существо общежительное, - писал П.И. Новгородцев — но, вынуждаясь самой природой к жизни общественной, люди не могут обойтись без взаимных недоразумений и столкновений. Они не могут жить разрозненно, а, живя вместе, не могут постоянно оставаться в мире. Сходство потребностей заставляет их соединяться в общества, но оно же вызывает их на споры, ибо сходные желания порождают стремление к обладанию одними и теми же предметами, а это влечет за собой пререкания и споры»[2]. Именно, поэтому человечество стремится к созданию определенных правил совместного общежития людей. Эти правила всегда подсказывались человеку его миролюбивыми и «общежительными наклонностями» и с естественной необходимостью вырастали из основных потребностей общественной жизни, какими являются потребности мира и порядка. Наличие таких правил делает возможным мирное сосуществование людей в обществе.

Люди могут вести совместную мирную жизнь, лишь в том случае, если каждый осуществляет свои притязания и преследует свои интересы только до известных пределов[3]. Ф. Энгельс отмечал, что «...невозможно существование общества хотя бы из двух человек без того, чтобы каждый не поступился чем- нибудь из своей автономии, не подчинился единой воле и авторитету правил»[4]. Пределы, разграничивающие сферу деятельности каждого человека, могли бы отыскиваться и устанавливаться каждым для себя и без всяких правил, если бы люди были добры и совершенны. Но так как этого на самом деле нет, то правила поведения являются необходимыми.

Для урегулирования возникающих в процессе совместного общежития людей трений, разногласий, споров находятся и вырабатываются авторитетные, а самое главное - справедливые императивы. И так как справедливость является одинаковой для всех, то однажды найденный справедливый императив превращается в общее правило. Правила, устанавливающие взаимные отношения между людьми, называются социальными (т.е. общественными) нормами.

Г.Ф. Шершеневич, определяя значение социальных норм в обществе, писал: «Нормы, исходящие от общества и тяжело придавливающие некоторых индивидов, так же эгоистичны, как и желания этих последних, — борьба решается силою, не всегда физическою. Если бы обществу не удалось победить, ему пришлось бы погибнуть. В его победе обеспечивается большинству индивидов безопасное стремление к своему благополучию. Эта победа выражается в установлении социальных норм»[5].

Проблема социальных норм в науке не является новой, в связи с чем имеется множество исследований по данной тематике, соответственно выдвигаются различные теории, определения, классификации социальных норм, исследуется сущность социальной нормы и ее характерные признаки.

Существуют различные дискуссии по поводу подходов к определению социальных норм, диапазон которых весьма широк. В частности, А.Б. Венгеров, говоря о социальном регулировании, выделяет четыре основных подхода (вида) такого регулирования. Он называет религиозный подход, рассматривающий поведение человека как предопределенное божьей волей (следование религиозным заповедям, канонам); классовый подход, который означает, в основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего класса, который вырабатывает и вносит в духовную жизнь общества свои идеалы и ценности; а также бихевиористский (поведенческий) и кибернитический подходы[6].

Другая точка зрения относительно определения социальной нормы (в экзистенциалистическом духе) содержится в «Философском словаре», изданном в ФРГ в 60-е гг. XX в., согласно которому «норма рассматривается как предписание, правило, мерило заключения о чем-либо и оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях, в противоположность закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнению, а может быть и не выполнено»[7].

В это время высказывались взгляды о ценностно-нормативной модели общества, при которой последнее рассматривалось сквозь призму существующих в нем социальных норм. Обществу приписывается нормативная структура, имеющая нормативную градацию от чисто технических или бытовых до моральных и правовых норм. В данной теории понятия «нормы» и «ценности» по существу отожествляются. Нормы рассматриваются как образцы поведения, а принятые ценности как тот «узелок», который «завязывает» действующих лиц в систему[8]. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, хочется лишь отметить, что понятия «норма» и «ценность» нельзя отожествлять. Согласно аксиологии, науке о ценностях, ценности - это то, что для людей значимо превыше всего. Это простое определение, но оно как нельзя лучше отражает суть этого явления. Ценности - это внутренний мир человека, его представления, его идеалы. Нормы — это внешнее проявление ценностей, они выступают способами претворения их в жизнь. Чтобы быть действенными, нормы, регулирующие отношения в конкретном обществе, должны основываться на тех ценностях, которые существуют в данном обществе. Право, а также мораль, являются ценностями, но сами по себе не выступают регуляторами отношений в обществе, лишь внешнее проявление этих ценностей, а именно нормы права и нормы морали будут регулировать общественные отношения.

 

[1] Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1914. С.6-7.

[2] См.: Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. №6. С. 103-104.

[3] См.: Ильин И.А. Собрание соч.: 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 64.

[4] Цит. по : Нижечек В.И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений. Иркутск, 1973. С. 60.

[5] Шершеневич Г.Ф. Философия права. Рига, 1924. С. 161.

[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 301-303.

[7] См.: Философский словарь. М., 1961. С.142; Нижечек В.И. Указ. соч. С. 58.

[8] См.: Нижечек В.И. Указ. соч. С. 58.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/30640.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.