Быстрый переход к готовым работам
|
Морально-этические аспекты современного российского развлекательного телевиденияДля того чтобы наилучшим образом проанализировать морально- этическую сторону развлекательного сегмента телевещания, нам придётся обратиться к понятию массовой культуры, играющей в жизни человека электронного общества важнейшую роль: она формирует его представление об окружающем мире, социально-политические ориентиры, манеру поведения, стиль жизни. Однако, наряду с несомненными плюсами, массовая культура обладает рядом значительных недостатков, которые она проецирует на все сопутствующие ей явления. Первым подобным минусом является её стандартизация: транслируя в массы набор этических и моральных установок, массовая культура создаёт усреднённую личность, вырабатывая единые для всех принципы, нормы, модели поведения. Второй минус - её уникальность: на сегодняшний день нет ничего, что могло бы стать альтернативой массовой культуре, а телевизионные каналы, ориентируясь на свои представления о том, что хочет смотреть массовый зритель, часто предоставляют ему информацию, отличающуюся от той, которую он хотел бы получить. Третьим минусом можно назвать «безапелляционность»: морально-этическая база преподносится человеку как общественное мнение, к которому необходимо прислушиваться для нормального существования в социуме, и которое вынужден учитывать любой зритель, не желающий оказаться в культурной изоляции. Суммируя всё сказанное, можно увидеть, насколько сильным может стать влияние массовой культуры на аудиторию. Однако для нас это не имело бы особого значения, если бы не тот факт, что массовая культура «зиждется на таких основных компонентах, как тривиальность, фривольность и эскейпизм»[1]. Мы позволим добавить сюда четвёртый компонент - насилие, в явной или скрытой форме проявляющийся во многих современных развлекательных передачах. Современное развлекательное телевидение можно разделить на две группы, сообразуясь с его морально-этическим содержанием: развлечение, несущее в себе позитивное начало, и развлечение с явно или неявно выраженным негативным контентом. Естественно, что позитивный контент должен быть присущ всем типам передач без исключения, исходя из функциональных особенностей каждого из таких типов (реалити-шоу должны учить умению сплотиться и сообща решать возникающие проблемы, ток-шоу - проповедовать сострадание, телеигры - повышать интеллектуальный уровень, а шоу-передачи - быть источником позитивных эмоций). Однако часто теория, воплощаясь в реальность, нередко расходится с практикой, либо, сохраняя общие типологические признаки, приобретает извращённые черты. Ниже мы приводим основные морально-этические недостатки современного развлекательного телевидения, пока присутствующие лишь в отдельно взятых передачах, но способные свести на «нет» положительный результат функционирования целого направления вещания. Насилие Под насилием стоит понимать не только насилие физическое (драки и ссоры участников в проектах «Дом-2» (ТНТ), «Окна» (СТС), «T.A.t.u. в Поднебесной» (СТС)), и специфические конкурсы, причиняющие участникам боль или страдание (например, программа «Естественный отбор» (REN-TV)), но и психологическое и моральное давление («Дом-2» (ТНТ), «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал)), неприкрытую демонстрацию презрения к участникам или третьим лицам («Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «Следующий» (Муз-ТВ), «Яппи на пикапе» (Муз- ТВ)), культ силы, власти, неприкрытой агрессии («Яппи на пикапе» (Муз- ТВ)). Насилие - достаточно популярный мотив возникновения реалити- шоу, признаваемый как его противниками, так и его сторонниками. Причиной его активного внедрения в телепроекты является эволюция этого направления вещания. Авторы передач, исчерпавшие все возможные сюжетные ходы и все привлекающие зрительское внимание спецэффекты и антураж, были вынуждены прибегнуть к использованию насилия как к оригинальному и обращённому к человеческим инстинктам - а, значит, всегда возбуждающему интерес - компоненту программы. (Почти то же самое было и в случае с телеиграми - долгое время менялись лишь экапистические декорации, суть оставалась неизменной — человек отвечает на вопросы, испытывая лишь психологическое напряжение. Одним из неожиданных решений стало решение сделать напряжение ощутимым, физическим. Так появились передачи вроде «Непредвиденной ситуации» (США) или «Естественного отбора» (Россия, REN-TV), в которых участнику приходится отвечать на вопросы, находясь в неудобном положении или испытывая боль). Несмотря на шокирующее неподготовленного зрителя содержание, противники исключения подобных сцен из развлекательных передач находят самые разнообразные аргументы, чтобы доказать ценность развлекательного насилия: 1) Прежде всего, обращается внимание на желание зрителей видеть драки и скандалы; утверждается естественное для каждого влечение к темному и низменному. Защитники насилия считают, что, наблюдая за драками или скандалами, зритель поневоле выбирает ту сторону в споре, идеалы которой ему наиболее близки, и, переживая за неё,
он словно заочно участвует в выяснении отношений. Таким образом, он якобы безболезненно для других удовлетворяет своё желание быть самым сильным, лучшим, желание обладать властью, желание избавиться от излишков агрессии, желание доказать свою правоту, не прибегая к цивилизованным способам. В.Манский, бывший генеральный продюсер телеканала REN-TV: «Да, жить с интеллектуальным лицом не так просто, как казалось. Придётся показывать такой кошмар, который и описать невозможно. Однако немалая аудитория хочет смотреть только это дерьмо. И, по большому счёту, имеет право видеть то, что хочет»1; 2) Частым оправданием насилия служит апелляция к концепции катарсиса, заключающейся в том, что человек с помощью нравственного шока от увиденного морально очищается и становится лучше; чем сильнее впечатление, тем меньше у зрителя остаётся негативных эмоций; 3) Близка к предыдущей концепция шока, вырывающего человека из обыденности, выводящего его из психологического застоя и заставляющего его сознание функционировать с новыми силами; 4) Сторонники т.н. «шоктеймента» (см. главу 3), считают, что подобное положение дел в полной мере отражает сложившуюся в российском
обществе социально-политическую и культурную ситуацию; они всего лишь пытаются показать то, что есть на самом деле; «какое время - такие и развлечения». При этом сторонниками развлекательного насилия упускается из виду тот факт, что постоянная демонстрация подобных сцен, пусть даже и подающихся как нечто шокирующее, асоциальное и гипертрофированно неестественное, вполне ожидаемо приводит к обратному эффекту. Чем чаще зритель видит разные формы насилия на телеэкранах, тем спокойнее он будет воспринимать их в обыденной жизни. «Опасность состоит в том, что реакция на насилие...будет постепенно исчезать, подобно тому как в результате физических тренировок исчезает чувство страха по отношению к воде»[2]. Стоит повторить, что, без сомнения, есть развлекательные передачи с явно завышенным уровнем насилия: реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ), телеигры «Естественный отбор» («REN-TV»), «Фактор страха» (НТВ), «Деньги не пахнут» (Муз-ТВ), ток-шоу «Окна» (ТНТ), «Пять вечеров» (Первый канал). Также следует напомнить, что в данном случае нельзя применять индуктивный метод, перенося недостатки отдельных проектов на целое вещательное направление, хотя, к сожалению, подобные случаи нередки. (Например, направление реалити-шоу ассоциируется, прежде всего, с такими низкодуховными проектами как «Дом-2» (ТНТ) и «За стеклом» (ТВ-6)).
[1] Галушко Р.И. Западное телевидение и "массовая культура". М., 1991. С. 27 [2] Галушко Р.И. Западное телевидение и "массовая культура". М., 1991. С. 198
Вся работа доступна по ссылке |
|