Быстрый переход к готовым работам
|
Отличие контрабанды от смежных преступленийКонтрабанда относится к числу так называемых "преступлений в сфере экономической деятельности" или, как их иначе называют, "преступлений в сфере таможенного дела". Наряду с контрабандой данная группа преступлений включает в себя незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), а также уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Все эти четыре преступления имеют достаточно большое число общих признаков. Попробуем выявить те особенности, которые отличают контрабанду от каждого из названных таможенных преступлений. Контрабанда и незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ) (далее по тексту - незаконный экспорт технологий)[1]. Разграничение этих составов преступлений проводится по объекту, предмету, объективной стороне и субъекту преступления. Непосредственным объектом незаконного экспорта технологий, в отличии от контрабанды, выступает порядок осуществления внешнеторговой деятельности, связанный с предметами, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.[2] В юридической литературе высказывается мнение, что непосредственным объектом незаконного экспорта технологий являются отношения, составляющие суть экспортного контроля. Его цели состоят в защите национальных интересов РФ, соблюдении международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Отграничение контрабанды от незаконного экспорта технологий проводится и по предмету преступления. Виновный подлежит ответственности по ст. 189 УК РФ за незаконный экспорт и передачу лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю, помимо материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, также и сырья, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. В отличие от контрабанды, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) товаров и иных предметов, преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ, заключается только в незаконном экспорте из РФ технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль. Под экспортом понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Помимо незаконного экспорта, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, состоит в передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю, сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконном оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. При этом под передачей следует понимать любую форму отчуждения указанных, предметов (в собственность, во временное владение, пользование и т.д.). Субъект незаконного экспорта технологий является специальным. Таковым признается лицо, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, под которым, согласно примечанию к ст. 189 УК РФ, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя[3]. Лицо, осуществляющее незаконные экспорт или передачу технологий, подлежит ответственности по ст. 189 УК РФ только при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 УК РФ. Так, в частности, при незаконном вывозе материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, действия виновного квалифицируются по ст. 188 УК РФ. Контрабанда и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) разграничиваются по объекту, предмету, объективной стороне и субъекту. Непосредственный объект рассматриваемого состава можно определить как общественные отношения, возникающие по поводу соблюдения законодательно установленного режима временного вывоза культурных ценностей, имеющего целью сохранение культурного наследия народов РФ. Эти общественные отношения являются разновидностью общественных отношений, складывающихся в сфере внешнеэкономической деятельности, в области международного сотрудничества, а поэтому невозвращение культурных ценностей является таможенным преступлением. По этой причине нельзя не согласиться с мнением, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, служат общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Предметом анализируемого состава выступают, в отличие от контрабанды, не любые культурные ценности, а только те, которые отнесены к числу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран[4]. При этом данные предметы могут быть собственностью государства, муниципального образования, любого физического или юридического лица. Объективная сторона преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы. Причем следует особо подчеркнуть, что эти предметы должны быть вывезены на законных основаниях. В противном случае лицо подлежит ответственности за совершение контрабанды. Преступление, предусмотренное ст. 190 УК РФ, считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины.
[2] [26; c .318] [3] [3; ст. 189] [4] [9; ст.7]
Вся работа доступна по <a href= " http://diplomrus.ru/raboti/28960?mod=kursovie " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|