Быстрый переход к готовым работам
|
Субъективные признаки контрабандыСубъективная сторона контрабанды заключается, прежде всего, в умышленной форме вины. Субъект сознает общественную опасность деяния фактические обстоятельства его совершения, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает этого. Цели и мотивы контрабанды влияния на квалификацию преступления не оказывают, но большинство авторов справедливо полагают, что внутренние побуждения и желаемый результат деяния имеют корыстную окраску. Исходя из Уголовного кодекса РФ, уголовной ответственности за контрабанду подлежит гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцати лет[1]. Должностные лица, использовавшие свое служебное положение при незаконном перемещении указанных в статье предметов и товаров через таможенную границу РФ, несут уголовную ответственность за квалифицированную контрабанду[2]. Субъектом контрабанды может быть любое лицо, в том числе декларант, лицо, перемещающее товар, и перевозчик, определения которых содержаться в Таможенном кодексе РФ. То есть субъект контрабанды является общим. Исходя из анализа диспозиции ст. 188 УК РФ, в которой нет специального указания на субъект контрабанды. Главное, чтобы эти лица участвовали в самом перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов, то есть принимали участие в выполнении объективной стороны контрабанды. При этом исполнителями (соисполнителями) контрабанды признаются лица, непосредственно участвовавшие в перемещении (ввозе или вывозе) предметов контрабанды через таможенную границу РФ одним из указанных в ст. 188 УК способов или совершившие это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других предусмотренных уголовным законом обстоятельств. При совершении контрабанды путем простого соучастия возможно техническое распределение ролей, так как состав данного преступления характеризуется сложной объективной стороной. Например, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу двумя лицами один из них вносит заведомо ложные сведения в таможенную декларацию, а другой, осведомленный о действиях первого, осуществляя единый умысел на совершение контрабанды путем недостоверного декларирования, совершает действия, направленные на фактическое пересечение таможенной границы РФ (в частности, предоставляет товары для таможенного контроля). В этом случае оба этих лица будут соисполнителями, так как каждый из них выполнил часть объективной стороны. Их действия необходимо квалифицировать по соответствующим пункту и части ст. 188 УК РФ с применением в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, пункт "в" ч.1 ст. 63 Уголовного кодекса РФ (совершение преступления в составе группы лиц по предварительному сговору). Кроме исполнителей, с контрабандой могут быть связаны другие лица, игравшие роль организаторов, подстрекателей либо пособников преступления. Все они несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст.33 Уголовного кодекса РФ. Рассматривая вопрос о совершении контрабанды в соучастии, необходимо отметить, что лица, являвшиеся соучастниками контрабанды, совершаемой должностным лицом с использованием служебного положения, несут ответственность со вменением им данного квалифицирующего признака, если они были осведомлены об этом обстоятельстве. Должностное лицо может быть (со)исполнителем контрабанды в двух случаях. Во-первых, оно непосредственно участвует в перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов, которые ему принадлежат, используя при этом свое служебное положение. Во-вторых, должностное лицо признается соисполнителем контрабанды в том случае, когда оно оказывает содействие другому соисполнителю контрабанды во время перемещения последним товаров через таможенную границу. При этом, как совершенно справедливо отмечает А.А. Гравина, тот факт, что товар, перемещаемый через таможенную границу РФ, должностному лицу не принадлежит, юридического значения не имеет[3]. Так, если в нарушение положений таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа разрешает выпуск товаров с российской таможенной территории без осуществления таможенного контроля, то должностное лицо будет признано соисполнителем контрабанды, поскольку оно выполнило часть объективной стороны — оно самоустранилось от осуществления надлежащего, установленного законом таможенного контроля и дало разрешение на выпуск товаров, то есть работник таможенных органов своими действиями обеспечил перемещение предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Принимая во внимание то, что данные способы совершения контрабанды играют роль обязательного признака настоящего преступления, должностное лицо будет признаваться соисполнителем. Если должностное лицо таможенного органа получает за содействие контрабанде вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде и получение взятки. Но если должностное лицо, являясь соисполнителем в контрабанде товаров, получает материальные блага в виде части прибыли (стоимости) от реализации незаконно перемещаемых товаров, то действия должностного лица необходимо расценивать не как получение взятки, а лишь как соучастие в контрабанде, поскольку имеет место не получение должностным лицом имущества за действия, входящие в служебные полномочия должностного лица таможенного органа, а дележ между соучастниками добытого преступным путем. При этом материальные ценности должностному лицу передаются соучастниками не за содействие в совершении контрабанды, а как доля от реализации имущества, и данное обстоятельство охватывается умыслом работника таможенного органа. Итак, при решении вопроса о субъекте уголовно наказуемой контрабанды не имеет значения, кем (собственником, владельцем, уполномоченным лицом, специалистом таможенного брокера, перевозчиком и т. д.) по отношению к товару выступает лицо. Главным является характер совершаемых действий, образующих объективную сторону преступления. По общему правилу, при совершении преступления виновный должен осознавать общественную опасность своего деяния. Однако в ряде случаев законодатель связывает осознание общественной опасности совершаемого деяния с осознанием его противоправности. Это бывает, в частности, при преступном нарушении различного рода специальных правил. Контрабанда, предусмотренная ч. 2 ст. 188 УК РФ, как раз, относится к этому случаю. Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину. Иных признаков субъективной стороны состава преступления в диспозиции ст. 188 УК РФ не указано[4]. Контрабанда — это преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние. Соответственно контрабанда окончена с момента перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного "конечного преступного результата", помимо непосредственного перемещения через таможенную границу, не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Кроме того, закон не связывает наступление ответственности за контрабанду с определенными мотивом и целью преступления. Эти компоненты субъективной стороны контрабанды не имеют значения для квалификации незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу как преступления, предусмотренного ст. 188 УК России. Как уже говорилось, контрабанда совершается только с прямым умыслом. Следовательно, перемещение товаров через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, а также недекларирование или недостоверное декларирование товаров, если оно было совершено по неосторожности, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. Такие деяния, в зависимости от ряда обстоятельств их совершения подлежат квалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом можно сделать вывод, что контрабанда в абсолютном большинстве случаев совершается с заранее прямым умыслом. Специфика преступления такова, что внезапно возникший, альтернативный или тем более, неопределенный умысел практически исключены. Изучаемое преступление требует подготовки и как правило, подготовки тщательной. Субъект в зависимости от намеченного способа совершения преступлении подготавливает подложные документы, камуфлирует предмет, оборудует тайники и т.д. Сам характер таких действий предполагает заранее обдуманный умысел. [1] [3; ст. 20] [2] [3; п. "б" ч. 3 ст. 188] [3] [22; с.79] [4] [18; c. 210]
Вся работа доступна по <a href= " http://diplomrus.ru/raboti/28960?mod=kursovie " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|