Быстрый переход к готовым работам
|
Актуализация метода проектов в современном образованииВ основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его- прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы (81, 137). Государственными стандартами установлены следующие стадии её: разработки для изделий всех отраслей промышленности но техническому заданию заказчика: Г Техническое предложение (разработка, рассмотрение и утверждение). 1. Эскизный проект (разработка, рассмотрение и утверждение, изготовление * и испытание макетов новых технических решений). 2. Технический проект (разработка, рассмотрение и утверждение, проверка работоспособности всех узлов изделия). 3. Разработка рабочей конструкторской документации: а) опытного образца изделия; б) серийного массового производства. Как правило, проект требует значительного времени и включает следующие этапы: 1. Определение потребности в новом изделии. 2. Проектирование, т.е. осмысление действий, необходимых и достаточных для удовлетворения возникшей потребности. Результат — ■ образ (облик) ♦ нового изделия. ч % • 3. Конструирование, в ходе которого обеспечиваются требуемые свойства будущего объекта. Результат - конкретная документация, необходимая для его изготовления. 4. Изготовление по разработанной документации опытного образца изделия. Проведение его испытания, корректировка по результатам проверки конструкторско-технологической документации. Возможно повторение испытания опытного образца. 5. Промышленное производство изделия. 6. Эксплуатация. Начальные этапы проекта, будучи обычно не очень продолжительными по времени, весьма важны, так как определяют весь дальнейший ход разработки изделия. На втором этапе происходит поиск рациональных технических решений, в основе которых лежит научно-исследовательская работа, одно или несколько изобретений. При этом формируется представление о новом изделии, так называемый облик его. Использование изобретений позволяет создать конкурентоспособную вещь с высокими потребительскими качествами, пользующуюся спросом на рынке. На третьем этапе разрабатывается конструкция изделия, обеспечивающая требуемые его свойства. Она должна отвечать конкретным технологическим возможностям изготовления проектируемого объекта. Результат конструирования - строго однозначная документация для изготовления конкретного варианта изделия. Этапы 2 и 3 насыщены работами творческого характера. Их иногда объединяют под общим названием - этап научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ (58). Этапы 4, 5 и 6 характеризуются большим объёмом технических работ в основном рутинного характера. Окончательный вывод о качестве нового изделия даёт его эксплуатация. Выявляемые в процессе её недостатки, накапливаясь постепенно, формируют потребность в разработке проекта более совершенного объекта данного назначения. Необходимость сокращения сроков разработки проекта путём привлечения к работам смежных организаций резко повышает требования к чёткости и качеству выполнения конструкторской документации. В условиях модернизации российской системы образования проектирование является востребованным. Педагоги разрабатывают и реализуют проекты, нацеленные на изменение организации образовательного процесса, содержания образования, введения в школьную практику форм и методов обучения, проекты информатизации образовательного пространства и т.д. При этом приходится сталкиваться с тем, что проектная деятельность педагога и работа учителя с использованием метода проектов нередко отождествляются в представлении работников системы образования. В последнее время стало принятым называть проектирование как вид деятельности, использующийся для обеспечения изменений в осуществлении или управлении образовательным процессом, «педагогическим проектированием» (65, 91). В современной школе метод проектов реализуется в образовательной области «Технология», включенной в практику обучения сравнительно недавно. Технологическое образование осуществляется в рамках личностноориентированной развивающей концепции и призвано сформировать у школьников ориентиры для будущего развития общества, техносферы и человека и выполнить роль связующего звена между естественно-научным и общественно-гуманитарным знанием. Метод проектов необходимый обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе его выполнения. В процессе выполнения проекта учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности (25). Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Изучение содержания педагогического процесса и методов его организации через метод проектов опирается на исследования сущности и развития личности в процессе-обучения методу проектов, проводимые В.В. Рубцовым, II. Н. Нечаевым, Г.Л. Ильиным, П.Р. Атутовым, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, М.Б. Павловой, Ю.Л. Хотунцевым, М.В. Ретивых, И.А. Сасова, М.И. Гуревич, С.Г. Горинской и др. Образовательная область «Технология» предусматривает использование в обучении метода проектов. Освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности. Опыт использования в школе технологии метода проектов подтверждает эффективность этого инновационного подхода в совершенствовании технологического образования школьников. Проектное обучение повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию их личностных качеств и способностей, создает условия для творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, иитегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем. Однако имеющийся опыт проектного обучения школьников технологии показывает, что если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год (кроме экзаменационных проектов в старших классах), а в деятельности учителя преобладают элементы репродуктивного обучения, то потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Поэтому очень важно, чтобы проектный подход был ведущим в преподавании технологии, а учебное проектирование имело системный характер. Для этого необходимо, чтобы увеличивалось количество, и возрос уровень сложности проектов, выполняемых учащимися, как в течение учебного года, так и от класса к классу. Если проект включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным, Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся, должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты. При планировании проектов на учебный год учителю следует определить акцент, или «фокус» на отдельные элементы проекта с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где школьники только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные, небольшие по объему проекты (мини-проекты), сфокусированные на отдельных этапах проектирования. В' этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школышками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности (147, 22). В практике современного Российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Возвращение к методу творческих проектов в современном образовании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях. Метод проектов рассматривается как учебно-производственный эксперимент, связывающий две очень важные стороны процесса познания. В одном случае он является методом обучения, в другом - средством практического применения усвоенных знаний и умений. Таким образом, метод проектов является связующим звеном между теорией и практикой в технологическом образовании школьников. Мотивация проектнотехнологической деятельности побуждает учащихся более осознано изучать основы наук. В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной* творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными методам и развивающего обучения метода проектов, В соответствии, с целями образовательной области «Технология» система обучения является не дисциплинарно-ориентированной, а проектно- созидательной. В течение всего периода обучения «Технологии» каждому учащемуся предлагается выполнить не менее шести творческих проектов (ориентировочно по два проекта с 5-7кл.). Содержание обучения включает учащегося в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, тем самым, формируя их проектную деятельность. Это позволяет обеспечить интегративную основу обучения, синтез знаний учащихся в процессе выполнения проектов. Основу учебного процесса при этом составляет овладение способами приобретения, а не просто их усвоение. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/19211.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|