Российское законодательство в современных условиях
Современное российское законодательство находится на пере¬ходном этапе его преобразования из инструмента командно-административного установления в средство обеспечения политиче¬ской и экономической свободы личности, подлинного народовла¬стия. Правообразующей базой обновленного российского законода¬тельства служит Конституция Российской Федерации, которая объе¬диняет и цементирует многоуровневую систему нормативных правовых актов России, определяет пути ее развития.
Становление новой правовой системы протекает довольно сложно и противоречиво в условиях серьезного политического и экономического кризиса и падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства находится в началь¬ной стадии, наталкивается на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характе¬ра, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов.
Безусловно, нет необходимости в том, чтобы ныне все изменить в законодательстве, отбросить и забыть всю предшествующую зако-нодательную практику, включая и многовековой опыт создания и действия правовой системы царской России. Установление новых норм и институтов связано с сохранением прежних, оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях, юри¬дических установлений. Преемственность — непременное качество правовой системы России. Однако такая преемственность должна иметь аналитически-творческий характер, предполагающий отказ от неоправдавших себя правовых предписаний, узаконивающих ко¬мандно-административные методы руководства, ограничивающих свободу и политическую активность граждан/
Современному российскому законодательству свойственны определенные объективно обусловленные черты, которые постепен¬но воплощаются в жизнь и которыми призван руководствоваться российский законодатель. Одним из основополагающих положений является то, что законодательство страны представляет собой важ¬нейший инструмент демократизации всех сторон жизни российского общества, обеспечения полновластия народа, установления, гаран¬тии и охраны прав и свобод личности. В политической сфере с помощью закона осуществлены и продолжают осуществляться такие поистине революционные преобразования, как кардинальное изме¬нение избирательной системы и деятельности представительных органов страны, обеспечение многопартийности и возможности су¬ществования оппозиции, гласности, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов, подлинная свобода слова, митингов, демонстраций. Закон служит гарантией права наций и народностей на свободное и независимое развитие, сохранение и формирование языка, быта, культурных тра¬диций малочисленных народов. Ликвидирован ряд несправедливо¬стей относительно подвергнутых репрессиям народов, проживаю¬щих в Российской Федерации. Существенно преобразуется духовная жизнь общества: создаются условия для свободы мнений и идеоло¬гического плюрализма, свободного развития теоретической мысли; запрещена цензура.
Закон должен быть ориентирован прежде всего на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гу-манизацию всего стиля жизни. Правовая система базируется на за-крепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — обязанностью государства. Знаменателен тот факт, что пересмотр положений гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» пред¬полагает особую, более сложную процедуру, чем изменение ряда других глав Конституции.
Законодательство основано на признании неприкосновенности личности, уважении человеческого достоинства, равенстве в правах независимо от национальной принадлежности, социального положения, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, партийной принадлежности, недопустимости лишения или ограничения естествен¬ных неотъемлемых прав личности, на обеспечении свободы частной собственности, предпринимательства, идеологии и убеждений, приоб-ретения и изменения гражданства, права обжаловать в суд действия администрации, ущемляющие права и законные интересы граждан.
Законодательство в условиях рыночной экономики призвано за-ботиться о личности, ее охране и защите от стихии рынка, способст¬вовать социализации общества. Для современной России оптималь¬ной моделью является рыночная экономика с достаточно высоким уровнем государственной регламентации. С помощью закона регу¬лируются в определенных пределах цены и тарифы, устанавливают¬ся социальные льготы, пособия и выплаты для социально незащи¬щенных слоев населения, гарантии при проведении приватизации, осуществляются индексирование зарплаты, совершенствование на¬логообложения, защита прав потребителей и т. д. Правда, конкрет¬ных законодательных решений, направленных на заботу о личности, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, социа¬лизацию общества, ныне пока еще явно недостаточно, а те решения, которые приняты, не всегда материально обеспечены и реально ис¬полнены. Ярким примером может служить, в частности, федераль¬ный закон о ветеранах, который в значительной степени не выпол¬няется в силу своей денежной необеспеченности.
За последние десятилетия все больше проявляется новая, посто¬янно развивающаяся черта правового статуса личности, — провоз¬глашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права.
Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственно¬го механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирова¬ния, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной норма¬тивно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функциони¬рования экономического механизма и всех составляющих его под¬разделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.
Повышенное внимание к правовому регулированию хозяйст¬венной деятельности определяется также и тем, что уровень разви¬тия экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост нацио¬нального богатства и благосостояния людей служат исходным фун¬даментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского обще¬ства и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях— основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.
Возрастание роли законодательства в сфере хозяйственных от-ношений достаточно хорошо просматривается на динамике законодательной деятельности. Ныне принято несравненно больше законов и иных нормативных актов по хозяйственным вопросам, нежели раньше, и именно они составляют основную часть правотворческих решений. Так, Государственная Дума за последние годы приняла по гражданскому праву и предпринимательству, финансам и кредиту законов больше, чем в какой-либо иной отрасли федерального зако¬нодательства. Это объясняется и тем, что в данной сфере значитель¬но расширен круг регулируемых отношений и созданы новые право¬вые институты (малого предпринимательства, ценных бумаг и др.).
Законодательство призвано также упорядочивать цены в опре-деленных установленных пределах, защищать права потребителя, обеспечивать охрану и рациональное использование собственности, бороться с хозяйственными правонарушениями, незаконной моно-полистической деятельностью, ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства (производство наркотиков, продуктов ненадлежащего качества и т. д.). Именно с помощью правовых ры¬чагов экономика призвана стать социализированной, соединяющей инициативу товаропроизводителя, его стремление получать макси¬мальную прибыль с обеспечением потребностей личности, ее прав и свобод, заботой о социально незащищенных слоях общества (детях, инвалидах, пенсионерах и т. п.).
Для правовых актов настоящего времени, причем не только в сфере гражданского и предпринимательского права, характерно восстановление цивилистических понятий, используемых еще в римском праве и практически «забытых» в недавнем советском прошлом (офшор, залог, вексель, траст, ипотека и др.). Все активнее возвращаются в правовую систему такие проверенные, оправдавшие себя многовековой практикой, принципы, как диспозитивность, ра¬венство сторон торгового оборота и др. Восстановлены в своих пра¬вах частное право как самостоятельная отрасль, а также многие тра¬диционные цивилистические воззрения и юридические принципы.
Количественный анализ действующего нормативного массива в РФ показывает существенный рост объема как законов, так и под¬законных нормативных правовых актов практически на всех уров¬нях — федеральном, региональном и муниципальном. Можно сказать, что Россия в настоящее время переживает своеобразный правотворчсский бум. За последние годы Государственная Дума подготавливает в среднем за год от 200 до 300 законопроектов, а становятся законами примерно около 150-200. Ничего подобного не было в предшествующий, так называемый «застойный» период раз¬вития нашего государства.
Вся работа доступна по Ссылке