Подвижные игры в занятиях спортом
Прогресс большого спорта, его омоложение, новые задачи стоящие перед тренерами и спортсменами, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов. В связи с обновлением тренировочного процесса игра как метод и упражнение занимает в режиме спортивной подготовки всё более заметное место.
В программе «Основи здоров’я і фізична культура» подвижные игры распределяются не только в соответствии с возрастом, но и по видам спорта.
Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр являются сложная техника движений и определённая тактика поведения в процессе игры. В некоторых спортивных играх необходима специализация отдельных играющих (нападающие, защитники, вратари и др.). спортивные игры требуют специального судейства соответственно твёрдым правилам той или другой игры. В некоторых спортивных играх правила несколько варьируются в зависимости от состава участников (школьники или взрослые, мужчины или девушки).
Спортивные игры являются видом спорта. По ним проводятся соревнования различного ранга. В итоге соревнований по спортивным играм лучшим игрокам присуждаются спортивные разряды и звания.
Некоторые подвижные игры (например, «Русская лапта», «Городки», «Волейбол» и др.), в зависимости от целевой установки занятий и способов их организации, в одних случаях носят характер собственно подвижных (элементарных) игр, в других проводятся как спортивные. Подвижные игры используются как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта.
Подвижные игры в начальной школе имеют широкое применение в обучении основ легкоатлетических упражнений, техники и тактики спортивных игр, таких как футбол, баскетбол, волейбол и др. Они нашли своё отражение в работах Михайлова И., Ковальчук Н., Ивановой А., Дихтяренко З. и других авторов.
Ковальчук Н. и Иванова А.[, 35] описывая универсальность подвижных игр с элементами баскетбола, писали что, это эффективное средство для развития ловкости.
Во время этих игр от игроков необходима быстрая смена направления и ритма бега, неожиданная остановка, овладение своим телом в опорном и безопорном положении, точность выполнения бросков и передач, целенаправленное перестроение двигательной деятельности в зависимости от смены ситуации, решения сложных двигательных задач за наименьшее количество времени.
Михайлов И. занимался разработкой подвижных игр в секции легкой атлетики (занятия с метателями, с прыгунами).
Дихтяренко З. разработала огромное количество подвижных игр и эстафет с элементами футбола. Эти игры развивают скорость реакции, ловкость, точность во время выполнения удара, внимание. В работе были выделены такие игры, как «Поймай мяч», «Удар на точность», «Мяч в круг», «Рикошет», «Перехват мяча», «Мяч по кругу» и д.р.
В своих работах И.М. Коротков рассказывает о применении подвижных игр в занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, борьбой, боксом, фехтованием, лыжным спортом, плаванием, конькобежным спортом, фигурным катанием, велосипедным спортом, показав, что при наличии соответствующего оборудования, можно обучать детей подвижным играм готовя их к овладению различным видам спорта.
Т.о. игры одновременно выступают как средство общего физического воспитания и как средство подготовки учеников к конкретной игровой деятельности в разнообразных видах спорта.
Вся работа доступна по Ссылке