У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Российское законодательство о праве несовершеннолетних и нетрудоспособных родителей на получение средств на свое содержание от других членов семьи



          2000-е гг. в России совпали с периодом коренных социально-экономических преобразований и реформ. В то же время проблемы детей в России достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым и для государства, и для всего общества. По данным официальной статистики, на начало 2009 г. число детей в России составляло 38,8 млн человек (26,2 % всего населения). При этом был выявлен очень высокий уровень беспризорности, который фактически грозил приблизиться к уровню 20-х гг. В связи с этим для коренного изменения положения детей в России был принят ряд законов и программных нормативных актов, содержащих организационные, социальные и правовые государственные мероприятия по защите прав ребенка, что соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка.          Так, в целях решения наиболее острых и значительных проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 утверждена президентская программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей» и «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» Истинно гуманным и продиктованным социальной необходимостью является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов, направленных на улучшения положения детей в России:          Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)»;          Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;          Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997 - 1998 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906);          Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы»; Постановление Правительства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 «О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»; Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы» и др. В целом за последние пять лет принято более 100 нормативных актов, касающихся сферы детства. На основании вышеперечисленных программ, законов и иных нормативно-правовых актов, в том числе и международного характера, как заключительный этап 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целью которого * является создание правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка. Этим актом «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности»1. Таким образом, в его нормах заложена необходимость контроля государства за «качеством жизни» каждого ребенка .          Статьей 15 Закона предусмотрена защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семья, и в других случаях, если жизнедеятельность детей объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Однако перечисленные в ст. 60 СК имущественные права несовершеннолетних часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом, в частности, право на получение алиментов, которые взыскать, не всегда удается, пособий на детей, невыплачиваемых многими месяцами, и т. п. Поэтому, конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина от нарушения кем бы то ни было состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Особую роль в этом играют органы судебной власти. Осуществляя защиту семейных прав детей, суд использует способы, предусмотренные семейным законодательством. Однако все они направлены на обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка. Так, только суд вправе взыскать алименты с родителей, уклоняющихся от содержания детей; признать недействительным соглашение об уплате алиментов (ст. 80, 102 СК РФ) . Основанием возникновения семейных прав и обязанностей являются юридические факты: действия и события, с которыми нормативные акты связывают правовые последствия или которые прямо не предусмотрены в правовых актах, однако порождают семейные права и обязанности в силу общих начал и принципов семейного права. В частности, основанием возникновения правоотношений по содержанию родителей является состав юридических фактов, в который входят родство, усыновление, совершеннолетие детей, нетрудоспособность и нуждаемость родителей, а фактических воспитателей и воспитанников -юридический факт воспитания, независимо от его основания и осуществления.          Одна из основных целей семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки , а также нетрудоспособных нуждающихся членов семьи. Распоряжение гражданами своими правами, вытекающими из семейных отношений, по своему усмотрению часто ограничено законом. Такие ограничения вызваны публичными интересами, необходимостью защитить права детей и обусловлены особенностью семейных правоотношений, многие из которых являются глубоко личными, опирающимися главным образом не на закон, а на нравственные и моральные правила. Однако положения о родительских правах, алиментах, кроме того, что они личные (поскольку их нельзя ни переступить, ни передать другому лицу), это и строго законные положения . Некоторые права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей. Например, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу о здоровье, физическом, психически духовном и нравственном развитии. В то же время важной формой проявления заботы о детях является обязанность по их содержанию.          Содержание ребенка в семье осуществляют его родители, которые тратят часть своего дохода на питание, одежду, лечение, образование и все другие потребности ребенка, выполняя при этом свой родительский долг. Следует отметить, что в равной степени закон защищает имущественные права детей, рожденных как в браке, так и вне брака, при условии, что рождение удостоверено в установленном законом порядке (ст. 47, 53 СК). Когда это право ребенка родители (или один из них) не обеспечивают, средства на содержание взыскиваются в судебном порядке. При невозможности получения ребенком содержания от своих родителей он имеет (при определенных условиях) право на алименты от других членов семьи: совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки . Вмешательство государства в процесс содержания несовершеннолетних должно быть минимальным и допускается только в случае угрозы интересам ребенка (например, отказ родителей от содержания). Таким образом, при неисполнении обязанности по предоставлению средств на содержание несовершеннолетнего они взыскиваются с обязанного лица в судебном порядке. Истцом может выступать не только родитель, с которым проживает ребенок, но и орган опеки и попечительства, предъявивший иск о взыскании алиментов к одному или обоим родителям .          

Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.