Статусное положение детей с различными уровнями самооценки
Методика изучения самооценки.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способ-ностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаменталь-ным образованиям личности. Она в значительной степени опре¬деляет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, напри-мер, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт харак¬тера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодоб¬рение, которое пережи-вает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо зани-жать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, разли-чаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. .
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки явля-ется самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и под-держание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоува-жение личности определяется отношением ее действитель¬ных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ста¬вит.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его ос¬нове лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности по¬требностью. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчиты¬вает достичь в работе. В своей практической деятельности че¬ловек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласу¬ются с его самооценкой, способст-вуют ее укреплению, нормализации. Как фак¬тор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельно¬стью, уровень притязаний имеет большое значе-ние для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связыва¬ются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни лич-ности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в струк¬туру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможно¬сти, психические ресурсы с целями и средствами деятельнос¬ти.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания лично¬сти, ка-ким является самооценка, выступает необходимым условием гармониче¬ских отноше-нии человека как с самим собой, так и с другими людьми, с кото¬рыми он вступает в общение и взаимодействие
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо - С.Рубенштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по зара¬нее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обу-словлен целями исследования ( например, установ¬ленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предло-жить для оценки такое каче¬ство как общитель¬ность).
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), ус¬ловно обозна¬чающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразитель¬ность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ре¬бенку предлага¬ется ряд шкал, условно обозначающих проявление различ¬ных черт личности, и сле¬дующая инст¬рукция: "Допустим, что на этой ли¬нии расположились все люди мира в порядке повышения их со¬стояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – са¬мые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые ни-когда не болеют). Как ты дума¬ешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Вся работа доступна по Ссылке