Нормативно-правовое и методологическое обеспечение контрольной проверки расчетов по оплате труда
При проверке (ревизии) затрат труда и его оплате проверяющие обяза-ны прежде всего руководствоваться:
1) Трудовым кодексом РБ от 26.07.1999 № 296-З [23];
2) Декретом Президента РБ от 27.03.1997 № 10 "О дополнительных ме-рах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики" (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретами Президента РБ от 30.10.1997 № 22 и от 18.07.2002 № 17) [16];
3) постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 "О до-полнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отрас-лей экономики" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлени-ями, в т.ч. от 31.07.2002 № 1024);
4) постановлением Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результа-тов финансово-хозяйственной деятельности" (в изменениями и дополнения-ми, внесенными постановлениями от 31.12.2002 № 1852 и от 31.03.2003 № 435);
5) Инструкцией о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей соб-ственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (с изменениями и дополне-ниями, внесенными постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ от 29.01.2003 № 11, от 29.04.2003 № 46) [10].
Предприятия и организации, имеющие ведомственную подчиненность, руководствуются дополнительно инструкциями, утвержденными соответ-ствующими министерствами и ведомствами, например:
– Инструкцией о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства про-мышленности Республики Беларусь, утвержденной приказом Минпрома РБ от 30.06.2000 № 235 [9];
– Инструкцией о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, ор-ганизаций и учреждений агропромышленного комплекса Республики Бела-русь, утвержденной Минсельхозпродом РБ от 21.05.1996 [8] и др.
Подводя промежуточный итог, следует повторить, что оплата труда ра-ботников представляет собой компенсацию работодателем труда наемного работника на предприятии (в организации) работодателя, соответствующую количеству и качеству выполненной работы. Как социально-экономическая категория оплата труда отражает противоположность интересов наемного работника и работодателя в их отношениях по поводу выполненной работни-ком работы. В целях получения достоверной информации проводятся ревизии (аудит) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и ревизии расчетов по оплате труда. Проверка учета труда и заработной платы проводится, как правило, при комплексной ревизии или как отдельный самостоятельный участок тематической проверки. При проверке (ревизии) затрат труда и его оплате проверяющие обязаны руководствоваться соответ-ствующими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.