Сущность проблемных методов обучения
Остановимся более подробно на классификации методов проблемного обучения, предложенной М.И. Махмутовым, названных им дидактическими способами организации процесса проблемного обучения. За основу своей классификации им, была принята классификация методов обучения по харак-теру познавательной деятельности, предложенная еще в 1965 году И.Я. Лер-нером и М.Н. Скаткиным, и которая до настоящего времени является наибо-лее распространенной в российской педагогической науке:
1) Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) ме-тод;
2) Репродуктивный метод;
3) Метод проблемного изложения;
4) Частично-поисковый метод;
5) Исследовательский метод.
Если следовать этой классификации, то идее проблемного обучения со-ответствуют последние три метода.
М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного ма-териала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения (то есть общих методов), представляющих собой три вида изложения учебно-го материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
• метод монологического изложения;
• рассуждающий (показательный) метод изложения;
• диалогический метод изложения;
• эвристический метод обучения;
• исследовательский метод;
• метод программированных заданий .
Монологический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного ма-териала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рас-сказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и фор-мирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понима-ния.
Признаками монологического метода являются наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует ис-полнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству вос-произведения знаний.
Основными функциями монологического метода являются:
а) передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений;
б) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний;
в) совершенствование репродуктивного мышления.
Правила применения:
1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объ-яснение для запоминания или применения в упражнениях;
2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия;
3) показать образцы действий (показать на примерах как выполнить то или иное действие);
4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспро-изведения усвоенного материала.
Монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с ис-пользованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять дей-ствия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд, кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому учителю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать актив-ное внимание учащихся на учебном материале, поддержать их интерес к не-редко неинтересным для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает, в общем-то, пассивную деятельность учащих-ся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т.д. Но не всегда они это осознают и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. По-этому при монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Например, при разборе ошибок, до-пущенных учащимися при выполнении задания, в ситуациях, когда препода-ватель требует выполнять работу по образцу или слушать. Во всех этих слу-чаях следует, прежде всего, подготовить учащихся к предстоящей деятельно-сти, направить их мысль на восприятие цели деятельности, сконцентрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возмож-ности мотивационного обеспечения учебного процесса.
Вся работа доступна по " http://diplomrus.ru/raboti/29926?mod=diploms " target="_blank">Ссылке