В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты. Именно при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать ассистентов.
При проведении аудита кассовых операций проверяющий аудитор должен ставить перед собой следующие цели:
• Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.
• Проверка обоснованности хозяйственных операций.
• Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
• Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.
Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:
1. Приходный кассовый ордер: необходимо проверить
- правильность заполнения,
- отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
- наличие подписей руководителя предприятия, главного бухгалтера, кассира и лица сдающего денежные средства и ценности;
- регистрацию в журнале приходных/расходных ордеров).
2. Расходный кассовый ордер: необходимо проверить
- целевое использование наличных денег
- наличие двух подписей – руководителя и главного бухгалтера,
- фактическое получения денег
- соответствует ли дата получения денег,
- отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет.
3. Журнал регистрации приходных и расходных документов: необходимо проверить
- Прошнурован ли, пронумерован ли и указано ли количество листов,
- Наличие подписи руководителя,
- Наличие регистрации в момент выписки ордера.
4. Кассовая книга: следует проверить
- прошнурована ли, пронумерованы ли листы,
- наличие подписей и печати организации,
- наличествуют ли исправления (при наличии исправлений – правильность их осуществления).
5. В журнале ордере №1 и ведомости №1 следует проверить правильность отражения хозяйственных операций.
Следующим пунктом проверки правильности ведения учета наличных денежных средств является проверка соблюдения предприятием установленного лимита денежных средств.
Методика проверки денежных средств на счетах включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков.
При проверке правильности документального оформления хозяйственных операций по расчетным счетам выполняются следующие действия.
1. Проверяется достоверность и полнота сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставленных проверяемой организацией в налоговый орган. Эти сведения позволяют аудитору определить, все ли открытые организацией счета отражены в отчетности.
2. Проверяется наличие необходимых первичных документов по счетам - выписок по расчетным счетам и приложенных к ним платежных документов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. В целях проверки полноты первичных документов проверяется соответствие исходящего и входящего сальдо по выпискам по расчетному счету организации в те дни, когда имелось движение по счету. Исходящее сальдо по выписке предыдущего дня должно соответствовать входящему сальдо по выписке следующего дня движения по счету. Несоответствие указанных сальдо означает отсутствие части первичных документов.
Подлинность платежных документов можно проверить по наличию отметки банка о том, что данный платежный документ был проведен банком.
В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части платежных документов или отсутствие соответствующей отметки банка, аудитор может предложить организации восстановить недостающие первичные документы.
3. Проверяется соответствие данных выписок по расчетным счетам организации и приложенных к ним платежных документов данным журналов - ордеров N 2, N 3 и ведомости N 2 или данным машинограмм по счетам 51 ("Расчетный счет") и 55 ("Специальные счета в банках").
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых органи¬зациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участ¬ников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспон¬денты.
Все операции по банковским счетам осуществляются на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бу¬мажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
• распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получа¬телем средств.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пи¬шущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исклю¬чением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
Вся работа доступна по " http://diplomrus.ru/raboti/14636?mod=kursovie " target="_blank">Ссылке