Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.
Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.
Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.
При принятии конкретных инвестиционных решений траст-отделы должны следовать общим банковским принципам размещения активов. Так, они не должны отдавать предпочтение исключительно надежности, покупая ценные бумаги правительства (казначейские векселя и облигации). В то же время в основе их действий не должно быть желания только получить максимальную выгоду и доход, размещая средства доверителя в ценные бумаги с большим кредитным риском (например, в акции малоизвестных венчурных компаний, не прошедших листинг на фондовой бирже). Таким образом, траст-отделам вменяется в обязанность придерживаться политики разумного балансирования: они должны прибегать к диверсификации активов, избегать погони за прибылью и строго придерживаться условий договоров о трасте.
Как уже отмечалось, в случае несоблюдения доверенными лицами (траст-отделами) взятых на себя обязанностей они несут ответственность в рамках действующего законодательства. Можно выделить следующие достаточно типичные случаи ответственности траст-отделов:
1) дохода в интересах других лиц, а не наследников или бенефициаров. Этот вид нарушения только влечёт за собой возмещение доверенным обман (например, неправильное использование основного имущества или лицом убытков, но и грозит ему уголовной ответственностью;
2) неуплата налогов;
3) отказ от реинвестирования средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;
4) осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;
5) отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;
6) недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;
7) неоправданно долгое хранение трастовых активов в малоликвидных, непригодных для инвестирования средствах.
Доверительный управляющий обязан вести учет и отчитываться перед бенефициарием за управление трастом или учредителем траста, предоставляя точную и полную информацию в отношении имущества траста. Информация о деятельности банка должна быть представлена в следующих документах:
-справка о состоянии инвестиционного портфеля на определенную дату. В ней должны быть отражены структура портфеля, баланс и оценочная стоимость портфеля;
-отчет о движении денежных средств и ценных бумаг по счетам клиента;
-итоговый отчет, включающий в себя доходы/убытки, сумму расходов и комиссионное вознаграждение.
Все отчеты должны соответствовать требованиям, предъявленным контролирующими органами (ФКЦБ, Налоговой инспекцией). По запросу контролирующих органов доверительный управляющий должен в любой момент представить информацию о деятельности по договору доверительного управления. Отчет управляющего служит для учредителя и выгодоприобретателя документом, на основании которого в их балансе будут сделаны проводки по счетам имущества, находящегося в доверительном управлении, счетам доходов и расходов.
В соответствии с п.1 ст.1022 ГК РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении должной заботливости, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом естественного износа, а также упущенную выгоду.
Вся работа доступна по " http://diplomrus.ru/raboti/2007?mod=kursovie " target="_blank">Ссылке