Специальные знания как средство выявления и исследования криминалистически значимой информации, содержащейся в документах
В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии преступлений, предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам, постоянно возникает необходимость решения вопросов, требующих профессиональных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. В подобных случаях следователи, судьи, оперативные работники обращаются к специалистам, т.е. лицам, располагающими такими специальными знаниями.
С юридической литературе, как синоним термина «специальные знания» используется термин и «специальное познание». Если в середине 90-х годов оба термина использовались как равнозначные, то уже в начале второго тысячелетия, в юридическом языке, стало преобладать употребление термина «специальные знания». Это не могло не сказаться и на нормативной базе, относящейся к данному вопросу ". Попытаемся разобраться в приоритете данных понятий с точки зрения философии, как всеобщего метода исследования. В философии под «познанием» - понимается процесс в ходе, которого человеческий разум отражает объективную действительность и в ходе активного творческого восприятия, основанного на выработанной предыдущими поколениями системе знаний получает уже новое знание.
Таким образом, познание – это процесс накопления опыта, усвоения навыков и приобретения умения, а знание - это уже основанный на приобретенном ранее опыте и умении, проверенный практикой конечный продукт разумной познавательной деятельности человека в виде представлений, суждении, теории. Следовательно, использование термина «знания», с нашей точки зрения более обосновано. Термин «специальный», в русском языке означает - «особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный в одном случае и относящийся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущий той или иной специальности».
Т.е. если говорить об особенности знаний то, это должны быть знания не общеизвестные, общедоступные. Но как определить ту грань, за которой общеизвестные знания: становиться специальными? Ответ на этот вопрос можем найти в ст. 9.1 закона «Об образовании», где говорится» что в Российской Федерации реализуются общеобразовательная и профессиональная программа общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. По этому поводу В.Д Арсеньев справедливо отмечает, то специальные знания приобретаются в результате специального образования и профессионального опыта, а уровень общих знаний зависит от уровня образованности общества. Здесь же следует отметить, что кроме специальных знаний для эффективной профессиональной деятельности требуются соответствующие умения и навыки, где умение - выполнение действий под сознательным контролем, а так же определенное мастерство в определенном виде деятельности, а навыки - действия; сознательный контроль за которыми не нужен, они уже выполняются автоматически.
Таким образом, в общенаучном понимании, под специальными знаниями можно определить результат целенаправленного получения информации в какой-либо области человеческой деятельности, по своему содержанию выходящие за пределы общеобразовательной программы на изучаемом этапе развития общества.
Понимание значения указанного термина необходимо для результативного использования специальных знаний при решении задач, стоящих перед правоохранительными органами. Для этого мы постараемся обратить внимание на высказывания по данному поводу ученых-криминалистов и высказать собственное мнение.
Исследованиям вопросов связанных с использованием специальных знаний, посвящали свои труды многие ученые-криминалисты, В числе первых, кто обратился к изучению данной проблемы, был А. А. Эйсман, который отмечал, что - это «знания не общеизвестные, не общедоступные»,
«это знания, которыми располагают ограниченный круг специалистов».
Уточняя данный термин, З. И. Соколовский подчеркнул, что «под специальными знаниями следует понимать совокупность сведений, полученных в результате профессиональной специальной подготовки, создающих для их обладателя возможность решения вопросов в какой-либо области».
Ю. Г. Корухов относит к специальным знаниям их совокупность в определенной области науки, техники или искусства, применяемых в целях доказывания.
В тоже время вызывает определенные возражения позиция II.К. Пощюнаса, по мнению которого, каждый специалист должен иметь процессуальную подготовку.
По нашему мнению, требование о том, чтобы каждый привлекаемый для исследования доказательств специалист обладал знаниями уголовного права и уголовного процесса, приведет к необоснованному ограничению круга специалистов, которых будет возможно привлечь к участию в исследовании доказательств. К тому же, разъяснить специалисту его процессуальные права, обязано должностное лицо, которое его привлекает для участия в том или ином процессуальном действии.