Разграничение подследственности между различными органами дознания
Производство расследования по уголовным делам в форме дознания осуществляется органами дознания. Ниже приведены особенности подследст¬венности уголовных дел органам дознания и исследовано разграничение компетенции между ними в рамках института подследственности уголовных дел.
Дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
2) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
3) дознавателями органов службы судебных приставов;
4) дознавателями таможенных органов Российской Федерации;
5) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной служ¬бы;
6) следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;
7) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно УПК РФ милиция – универсальный орган дознания, компетенция которого не ограничивается опреде¬ленными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении осталь¬ных органов дознания. Такой подход к решению проблемы обоснован практическими соображениями и оправдал себя в реальной действительно¬сти. Новый УПК не предусматривает возможность органов внутренних дел при обнаружении признаков преступления, отнесенных к подследственности других органов дознания, возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия, что может привести к снижению эф¬фективности выполнения задач уголовного судопроизводства.
На недопустимость подмены милицией специальных органов дозна¬ния указывалось ранее; милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компе¬тенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного де¬ла и производстве дознания по первичному материалу проверки сообщения о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, она вправе начать действовать как орган дознания.
Дознаватель органа внутренних дел не вправе возбудить уголовное дело и производить неотложные следственные дейст¬вия по преступлениям, отнесенным к подследственности федеральной службы безопасности. Таким обра¬зом, производить неотложные следственные действия по преступлениям, подследственным следователю, вправе не любой орган дознания, а тот, чья компетенция это предусматривает.
Органы внутренних дел вправе проводить неотложные следственные действия только по уголовным делам, которые подследст¬венны следователям органов внутренних дел, которые могут быть им под¬следственны (при наличии альтернативной подследственности), а также следователям прокуратуры (при отсутствии возможности прибытия следо¬вателя прокуратуры на место совершения преступления).
Одним из наиболее сложных моментов, связанных с определением подследственности уголовных дел на стадии возбуждения являются вопро¬сы возбуждения уголовного дела при поступлении в органы внутренних дел заявления об исчезновении человека.