Проблемные вопросы взаимодействия следственных и оперативных подразделений в процессе расследования фальшивомонетничества
Опыт раскрытия и расследования уголовных дел по фактам фальшивомонетничества свидетельствует о том, что по всем из них следователи организовывают и осуществляют в различных формах взаимодействие с органами дознания, оперативными, оперативно-техническими и экспертно-криминалистическими подразделениями. Кроме того, в отдельных случаях они организовывают и осуществляют взаимодействие по указанной категории с соответсвующими подразделениями правоохранительных органов других стран.
Можно сделать вывод о том, что эффективность раскрытия и расследования изготовления и сбыта поддельных денег в значительной мере зависит от целенаправленной, организованной совместной деятельности праноохранительных органов, которая в криминалистике и практике раскрытия и расследования получила название «взаимодействие».
В этой связи рассмотрение проблемных вопросов взаимодействия следственных и оперативных работников в рамках данной дипломной работы представляется чрезвычайно важным и актуальным. Под оперативными работниками в дальнейшем будут пониматься сотрудники органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которые в той или иной мере принимают участие в выявлении, раскрытии и в осуществлении оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования преступлений рассматриваемого вида.
Непременными элементами понятия взаимодействия являются:
а) четкая правовая основа планируемой и проводимой деятельности;
б) согласованность действий участников вдашодейеттшя по цели, месту и времени действия;
в) их независимость (неподчиненность) по службе, работе;
г) четкое разграничение функций всех участников взаимодействия.
Суть взаимодействия заключается в организации налаженной системы сбора и обмена необходимой информацией на всех этапах раскрытия и расследования преступления. Причем в данном аспекте борьбы с преступностью речь идет не только о взаимодействии сотрудников одной из правоохранительных структур, а о взаимодействии сотрудников различных ведомств, в том числе МВД, ФСБ, Министерства финансов, Центрального Банка РФ, Государственного таможенного комитета, а также иностранных правоохранительных органов. Такое взаимодействие обусловлено тем, что как следователь, так и оперативно-розыскные, оперативно-техиические аппараты и экспертно-криминалистическис подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами раскрытия преступлений, и очень важно, чтобы эти средства и методы использовались не разрозненно, а комплексно, во имя общих интересов.
Административная независимость участников взаимодействия означает, что они непосредственно не подчинены по службе, работе, друг другу, что обусловливает недопустимость вмешательства следователя в оперативно-розыскную деятельность органов дознания, оперативно-техническую и иную работу соответствующих специалистов и ограничение полномочий последних в выборе применяемых при взаимодействии методов и средств. В свою очередь нежелательно незаконное вмешательство и контроль органов дознания в деятельности следователей, что, к сожалению, имеет место на практике из-за нахождения следственных аппаратов в ведомственном подчинении МВД .
Изготовление и сбыт поддельных денег является достаточно специфическим видом преступлений, раскрыть и расследовать которые следователю, работающему автономно, не представляется возможным.
Вся работа доступна по Ссылке