Акты государственной администрации субъекта РФ
В системе правовых актов субъекта Федерации особое место занимают акты его государственной администрации. От их качества и эффективности, целесообразности и взаимосогласованности зависит со¬стояние всей нормативно-правовой системы; Это связано с той ролью, которую играют акты государственной администрации в регулирова¬нии общественных отношений, являясь наиболее многочисленным ви¬дом правовых актов, издаваемых широким кругом государственных органов и их должностных лиц. С одной стороны, они «обслуживают» всю систему законодательных актов, а с другой, эти акты осуществляют собственное нормативное регулирование вопросов общественной безо¬пасности и правопорядка, обеспечения прав, свобод и обязанностей граж¬дан, организации деятельности исполнительной власти.
Во многих субъектах Федерации приняты специальные законы о правотворчестве, определяющие систему и виды правовых актов, статус субъектов правотворческой деятельности с различной компе¬тенцией, устанавливающие принципы правотворческого процесса и его стадии, правила правотворческой техники.
Можно выделить следующие признаки актов государственной администрации субъекта Федерации:
• это подзаконные акты;
• это акты обязательные к исполнению на всей территории субъекта Федерации или на территории отдельного административно-территориального образования;
-
• это динамично изменяющийся, оперативно принимаемый, вид пра¬вовых актов;
________________
Семеновых И.Д. Административное право РФ. М.,Литера,2000,С.345
• эти акты полипредметны, регулируют широкий спектр обще¬ственных отношений;
• эти акты составляют единую, централизованную, иерархическую систему.
В качестве правовой основы их принятия выступают федераль¬ные законы, указы Президента и постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы субъектов Федерации и акты государственной администрации более высокой юридической силы. Законом
Краснодарского края «О правотворче¬стве и нормативных правовых актах Краснодарского края» запреща¬ется издание правовых актов без указания правовых оснований их принятия, а в случае нарушения данного запрета эти акты признают¬ся юридически ничтожными.
Основанием для издания административных актов могут слу¬жить обязательства, вытекающие из договоров и соглашений, в кото¬рых участвует администрация. Федеральное законодательство, как правило, не содержит прямых предписаний об издании субъектами Федерации административных актов. Правительство РФ зачастую ограничивается формулировками рекомендательного характера. Ду¬мается, что взаимосвязь между административными актами субъекта Федерации и федеральными, в особенности актами федерального Правительства, должна быть более тесной, поскольку олицетворяет единство системы исполнительной власти в России. В основном акты государственной .администрации принимаются во исполнение законов субъектов Федерации, детализируя и конкретизируя их от¬дельные положения.
К актам государственной администрации субъекта Федерации относятся:
• акты главы исполнительной власти — указы президента, поста¬новления, распоряжения губернатора или главы администрации;
• акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции— постановления и распоряжения прави¬тельства;
• акты органов исполнительной власти специальной компетенции — приказы, постановления, распоряжения, указания министерств, го¬сударственных комитетов, департаментов, управлений;
• акты территориальных органов исполнительной власти — по¬становления, распоряжения, приказы государственных- админис¬траций городов, районов, административных (управленческих) округов; • внутриорганизационные акты руководителей иных государствен¬ных органов — приказы и распоряжения председателя конт¬рольно-счетной палаты, председателя избирательной комиссии, председателя уставного суда.
Акты главы исполнительной власти .субъекта Федерации под¬разделяются на нормативные и индивидуальные, а также внешние и внутриаппаратные. К примеру, ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями» предус¬матривает, что губернатор Санкт-Петербурга издает распоряжения, являющиеся нормативными и индивидуальными правовыми актами, по вопросам, отнесенным к компетенции администрации Санкт-Пе¬тербурга, а также издает приказы — нормативные или индивидуаль¬ные акты — по вопросам внутренней организации работы админис¬трации. В других субъектах Федерации нормативные и индивиду¬альные акты имеют различную форму и наименование. Согласно Положению о порядке подготовки и издания актов администрации Кировской области губернатор области принимает постановления, являющиеся нормативными актами, регулирующими определенные виды общественных отношений, рассчитанные на постоянное или многократное применение и адресованные широкому кругу лиц, а так¬же принимает распоряжения, содержащие конкретные предписания, адресованные определенному лицу или группе лиц по оперативным, организационным, кадровым и финансовым вопросам.
Указы президентов республик являются в основном норматив¬ными, но зачастую и они содержат решения оперативно-распоряди¬тельного характера (о назначении на должность, о применении мер поощрения и взыскания).
Постановления главы администрации области (края) подписы¬ваются главой администрации. Они могут приниматься также его первым заместителем по поручению главы администрации, а также в случае исполнения им обязанностей отсутствующего главы администрации. Распоряжения могут издавать глава администрации, его пер¬вый заместитель и заместитель по вопросам их ведения.
Вся работа доступна по Ссылке