Акты федерального Правительства
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановле¬ния и распоряжения.
Правительственные акты обладают следующими отличительны¬ми признаками:
• это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и кон¬кретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента;
• среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера, комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;
• это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов фе¬деральной исполнительной власти, выступающие фундаменталь¬ной основой для ведомственных нормативных актов;
• эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ;
• исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных
органов государственной власти.
Следует различать следующие правовые основания для изда¬ния правительственных актов. Во-первых, Правительство издает «инициативные акты» на основе норм о компетенции, управомачивающих его осуществлять правовое регулирование той или иной сферы общественной жизни. Во-вторых, Правительство принимает акты во исполнение федеральных законов — в законе может со¬держаться бланкетная норма, определяющая, что тот или иной поря¬док (деятельности, реализации прав) устанавливается Правитель¬ством, или указывается на конкретный правовой акт (положение, правило), который следует утвердить Правительству, либо в статье о введении в действия закона Правительству дается поручение при¬вести свои акты в соответствие с ним в определенный срок. В-третьих, обязанность Правительства издать тот или иной правовой акт часто содержится в нормативном указе Президента Российской Феде¬рации.
В том случае, если федеральный закон не предусматривает кон¬кретный срок для принятия правительственных актов, этот срок оп¬ределяется по усмотрению Правительства и закрепляется в плане его правотворческой деятельности. Правительственные акты, издава¬емые во исполнение указов Президента, должны быть приняты не позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствую¬щих указов, если этими указами не установлен иной срок.
Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издают¬ся в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называются распоряжениями. В практике, правительственного нормотворчества нередко встречаются постановления, носящие индивидуальный ха¬рактер (о назначении на государственную должность), и распоряже¬ния, носящие нормативный характер (о структуре аппарата Прави¬тельства), что не может быть признано обоснованным.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства, а в. период его отсутствия — испол¬няющим обязанности Председателя.
Постановления Правительства могут приниматься на заседани¬ях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правитель¬ства, либо принимаются Председателем Правительства в пределах его компетенции. Акты, принятые Президиумом Правительства, мо¬гут быть отменены Правительством Российской Федерации.
Распоряжения Правительства являются актами, принимаемыми в порядке единоначалия его Председателем либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства.
Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:
• программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, со¬циальные и правовые условия развития определенных, сфер и отраслей жизнедеятельности;
• регламентационные акты, устанавливающие правила деятель¬ности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
• статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;
• правонаделительные акты, управомачивающие государствен¬ные органы и их должностных лиц на совершение определен¬ных действий;
• внутриорганизационныеакты, определяющие деятельность ап¬парата Правительства,
От правовых актов Правительства следует отличать иные виды, служебных, управленческих документов, таких, как письма, поручения, обращения, заявления и т. д. В отличие от правительственных актов они либо не содержат одностороннего, юридически-властного воле¬изъявления, либо принимаются за рамками надлежащей правовой процедуры.
Согласно Регламенту Правительства Российской Федерации, проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты по¬становлений Правительства, имеющие нормативный характер, в обя¬зательном порядке согласовываются с Министерством юстиции Рос¬сийской Федерации, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации.
Проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-тех¬нической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты; обоснования и прогнозы социаль¬но-экономических и иных последствий их реализации.
Постановления Правительства, если они Затрагивают права, сво¬боды и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по исте¬чении семи дней со дня их первого официального опубликования, но не ранее дня их официального опубликования; со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие го¬сударственную тайну или сведения конфиденциального характера;
с иной даты, указанной в самом постановлении. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания, если в них не указан иной срок.
Вся работа доступна по Ссылке