Виды актов государственной администраций
В условиях огромного разнообразия рассматриваемых право¬вых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппи¬ровать их по юридически значимым признакам я лучше познать их юридические особенности.
I. По юридическому содержанию следует различать несколь¬ко категорий актов. .
1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или от¬меняют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкрет¬ным лицам, рассчитанные на многократное применение в слу¬чаях, предусмотренных их гипотезами.
________________
Лонев С.Л. Нормативно-правовые акты.М.,Монускрипт,1998,С.84
Нормативные акты го¬сударственной администрации являются важнейшими источ¬никами; права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть межотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распрост¬раняются нормы, их источники можно поделить на:
• акты общего значения (федеральные, республиканские, об¬ластные, краевые,
окружные, городские, районные, поселко¬вые, сельские);
• межведомственные акты;
• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.
2. Индивидуальные акты — это решения субъектов админис¬тративной власти по конкретным вопросам, обращенные к кон¬кретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают пра¬воотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью ин¬дивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам; жалобам, использованию прину¬дительных средств). Па юридическим последствиям индиви¬дуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомачивающими, поощряющими,, содержащими отказы .
3. Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания о переносе; выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определен¬ным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.
4.В смешанных актах одновременно содержатся нормы пра¬ва и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.
II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются; при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безо¬пасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты нахо¬дят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
III. По функциональной роли можно различать акты плано¬вые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функци¬ям административной деятельности. Довольно часто решения ис¬полнительной власти связаны сразу с несколькими функциями адми¬нистрации, они полифункциональны.
IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:
• дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы ус¬мотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение оз¬начает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или .конк¬ретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во вни¬мание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать реше¬ние из большого числа возможных и законных вариантов;
• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из не¬скольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД впра¬ве оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);
• акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).
V. По степени сложности решения АГА могут быть про¬стыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афгани¬стана).
Вся работа доступна по Ссылке