Основные признаки акта государственной власти
Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее ис¬полнительно-распорядительной деятельности. Они являются реше¬ниями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства экономической, социально-культурной, административно-политической; областями жизни страны. Административная деятельность — это прежде всего искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.
Правовые акты — основная продукция государственной адми¬нистрации. Это самая большая по объему и разнообразию разновид¬ность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикциониые акты. А огромное число и разнообразие общественных отношении, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правоприменительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на воинскую службу, о выделении (жилой площа¬ди, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регис¬трации, приватизации и т. д:
Будучи самыми многочисленными и разнообразными правовы¬ми актами, акты администрации являются и самыми мобильными. Процедура их принятия, отмены сравнительно проста.1
Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданс¬ких и иных договоров:
1) они принимаются при осуществлении государственной административной власти, являются правовой формой испол¬нительно-распорядительной деятельности. Как известно, су¬ществуют четыре типа администрации:государственная,му¬ниципальная, частная,международных организаций. Каждая из них издает административные акты. Без этого любая ад¬министрация функционировать не может. Соответственно существуют акты;
• государственной администрации;
• муниципальной администрации;
• частной администрации;
• международных организаций.
2) акты государственной администрации вправе принимать:
а) исполнительные органы государственной власти;
б) администрации государственных учреждений, предприятий,
__________________
Бахрак Д.Н. Административное право России. М., Норма,2000,С.113
строевых формирований;
в) структурные подразделения органов исполнительной власти и администраций;
г) должностные лица государственных организаций;
д) руководители судебных учреждений, органов прокуратуры, аппаратов представительных органов;
е) должностные лица Администрации и Управления делами Президента;
ж) руководство Банка России и входящих в его систему органи¬заций, руководство Центральной и других избирательных комиссий;
з) судьи, единолично рассматривающие дела об административ¬ных правонарушениях в порядке, установленном нормами ад¬министративного права.
Представляется, что к актам государственной администрации (АГА) можно отнести и акты уполномоченных государством общественных организаций и их представителей (народных дру¬жинников, общественных инспекторов и др.) об изъятии опреде¬ленных предметов, о доставлении в ОВД;
3) подзаконность актов прежде всего означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, пригово¬рам и решениям судов, заключенным договорам;
4) официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы госу¬дарственного аппарата, выражает волю государства, влечет слу¬жебные последствия. Он издается уполномоченным лицом при исполнении служебных обязанностей;
5) АГА опирается на властные полномочия его автора и явля¬ется односторонним властным волеизъявлением. В нем воп¬лощен синтез мысли и власти компетентного субъекта, кото¬рый, используя свои полномочия, превращает свои знания и волю в государственные предписания. Если мысль, знание можно считать отцом правового акта, то государственную власть следует назвать его матерью. Односторонность волеизъявле¬ния не означает, что субъекты административной власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников, смежных организаций. Наоборот, в основе многих решений лежат заявления, ходатайства, предложения;
6) решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно принято в установленном порядке, надлежащим образом оформлено. Это заключается в соблюдении процедуры при¬нятия (согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований делопроизводства (указание даты, номера, авто¬ра), подписаний, а иногда и утверждений, регистрации, опубли¬ковании акта. Оформление изучаемых актов в основном ре¬гулируется административным правом. Значит, их особеннос¬тью является то, что они принимаются и оформляются в порядке, установленном административно-правовыми нормами;
7) правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно объединить в две группы:
а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;
б) они влекут возникновение, изменение, прекращение право¬отношений, служат юридическими фактами.
Вся работа доступна по Ссылке