Административная ответственность юридического лица
Проблема административной ответственности организаций до принятия КоАП РФ не получила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого разрешения.
В правовых актах термин "административная ответственность" организаций почти не применялся. Чаще говорилось об их ответственности в административном порядке, но это не одно и то же. Лишь впервые в Земельном кодексе РСФСР, а затем в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные фавонарушения в области строительства" прямо указывается га административную ответственность коллективных образований.
В предшествующие годы коллективные субъекты админист¬ративной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верхов¬ного Совета СССР от 21 июля 1961 г. "О дальнейшем ограниче¬нии штрафов, налагаемых в административном порядке" было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их нало¬жение на должностных лиц. Таким образом усиливалась
________________________
Алехин А.П. Административное право России. - М.: Норма, 2005. – С.248
личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличен¬но возложение на предприятия, учреждения и организации. Прак¬тика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудо¬вых коллективов.
Однако, во-первых, к юридическим лицам продолжали при¬меняться административные штрафы за отдельные правонаруше¬ния (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во-вто¬рых, их административная ответственность не сводится только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил основа¬нием для того, чтобы не признавать юридическое лицо субъек¬том административной ответственности.
Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укреп¬ление законности в деятельности юридических лиц, ибо его круп¬ные размеры призваны ощутимо отражаться на их имуществен¬ном положении. В ряде случаев узаконивали возможность соче¬тания административной ответственности юридических и долж¬ностных лиц.
Тем не менее законодательство об административной ответ¬ственности юридических лиц не представляло собой систему, сло¬жившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действо¬вали пока отдельные акты либо их нормы, содержавшиеся в раз¬ных законах.
Но субъектами многих видов административных правонару¬шений признавались уже только юридические лица, исключая их должностных лиц, например, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного за¬конодательства, правонарушений в области строительства.
И все же юридические лица признавались субъектами наруше¬ний, влекущих административную ответственность, в основном зе¬мельного, налогового законодательства, законодательства об охра¬не окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие конкретизировались в законодательстве, устанавливающем за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области строитель¬ства понималось несоблюдение обязательных требований государ¬ственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строи¬тельства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т. д.
Вся работа доступна по Ссылке