Законодательные основы административной ответственности
Под законодательными основами понимается система норма¬тивно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавли¬вающие административную ответственность.
Конституция РФ административное и административно-про¬цессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъек¬тов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не мо¬гут им противоречить. В случае противоречия между федераль¬ными законами, изданными по предметам ведения РФ и по пред¬метам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует феде¬ральный закон.
По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют фор¬му закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма ука¬занного правового акта субъектов РФ может быть конкретизиро¬вана федеральным законом.
Федеральным законом, регулирующим административную от¬ветствен-
_______________________
Хазанов С.Д.Административное право. - М.: Бек, 2003. – С.218
ность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Го¬сударственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:
1. Общие положения. Они содержат нормы, которые выделя¬ют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административ¬ных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содер¬жатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.
2. Особенная часть. Здесь дается классификация администра¬тивных правонарушений с указанием конкретных видов наказа¬ния за их совершение.
3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассмат¬ривать дела об административных правонарушениях. В этом раз¬деле систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.
4. Производство по делам об административных правонаруше¬ниях. В этом разделе определяются задачи и принципы произ¬водства, участники производства, их права и обязанности, ста¬дии производства.
5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нор¬мы, определяющие как общие начала производства по исполне¬нию постановлений об административных наказаниях, так и о на¬значении конкретных административных наказаний.1
КоАП РФ предусматривает, что законодательство об адми¬нистративных правонарушениях состоит из КоАП РФ и прини¬маемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об адми¬нистративных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального
_______________________
Попов Л.Л. Административное право России. - М.: Статут, 2005. – С.217
законодательства в данной области дол¬жно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополне¬ний в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.
КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих поло¬жений и принципов законодательства об административных пра¬вонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными закона¬ми и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка испол¬нения постановлений о наложении административных взысканий.