Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируются на основе опыта, сложившегося в мировой практи¬ке. До недавнего времени из-за отсутствия четкого правового ре¬гулирования аудиторской деятельности она отождествлялась в об¬щественном сознании с ведомственными видами контроля финан¬сово-хозяйственной деятельности, что усложняло становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном по¬рядке должны быть определены принципиальные границы госу¬дарственного регулирования и саморегулирования аудиторской де¬ятельностью. Естественно, что государственное регулирование будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в процессе осуществле¬ния мер государственного регулирования может обеспечиваться экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение федерального органа. В соответствии с приня¬той концепцией нормативного регулирования аудита в России по¬строена трехуровневая система его регламентации.
Верхним уровнем является Федеральный закон «Об аудитор¬ской деятельности». Закон «Об аудиторской деятельности» от¬носится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это закон прямого действия, оп¬ределяющий, в частности, место аудита в финансово-хозяйственной деятельности как ее необходимого и равноправного элемен¬ты. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над другими вида¬ми контроля.
Второй уровень системы нормативного регулирования пред¬ставлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
• федеральные — обязательные для всех участников аудитор¬ской деятельности;
• стандарты, принятые профессиональными аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их чле¬нов. Они не могут понижать требования федеральных пра¬вил (стандартов).
Основное назначение документов этого уровня состоит в ус¬тановлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно; стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности организа¬ций, а также учитываться в арбитражном процессе.
В последние годы идет интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских правил (стандартов) до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Россий¬ской Федерации. Комиссией совместно с ЦАЛАК Министерства финансов и Центрального банка созданы рабочие группы по под¬готовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельнос¬ти. В группы вошли крупные российские ученые в области бух¬галтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы. В связи с требованиями норм ФЗ «Об аудиторской деятельнос¬ти» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.