Коммерческие банки в системе рыночной инфраструктуры
Развитие реформ и стабилизация российской экономики, основанной на рыночных отношениях, обуславливают необходимость широко использования государством экономических рычагов регулирования экономики.
Среди таких рычагов налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. В условиях рыночной эконо-мики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка
Коммерческие банки занимают важное место в системе налоговых пра-воотношений как аккумуляторы денежных средств, взимаемых с юридических и физических лиц посредством различных налогов. Кроме того, как уже отме-чалось, банки и сами являются крупнейшими налогоплательщиками.
Применение налогов является одним из экономических методов управле-ния и обеспечения тесной увязки общегосударственных интересов с коммерче-скими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомствен-ной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, пред-приятий всех видов собственности с государственным и местными бюджетами, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управ-ления преимущественно к экономическим, резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приори-тетных отраслей народного хозяйства.
Через налоги государство может проводить направленную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. В послании Президента РФ Федеральному собранию от 24 февраля 1994 г. “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) налоги рассматриваются как один из экономических меха-низмов реформы.
О важности налоговой системы для народного хозяйства свидетельствует тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. где оговорены общие контуры построения налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в Конституции отмечается, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет и общие принципы нало-гообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным Законом (ст.75), а обязанностью каждого налогоплательщика является законно платить установленные налоги и сборы (ст.57).
Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последст-вия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предприни-мательства, а значит формирования рыночных отношений.
Создание эффективной налоговой системы входит в число основных проблем общей социально-экономической политики государства. Формирова-нию эффективной налоговой системы в Российской Федерации значительное место отводится в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 1994 г. № 869 “Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в пер-вом полугодии 1994 года и задачах на ближайшую перспективу”.
В нем в числе важнейших задач предусматривается разработка концеп-ции совершенствования налоговой системы, направленной на стимулирование производства, инвестиционного и инновационного процессов, развития опера-ций с ценными бумагами и недвижимостью.
Система налогового законодательства, регулирующая отношения между налогоплательщиками и государственным бюджетом, стала складываться в России относительно недавно. Можно сказать, что до 1992 года налоговые нормы носили неструктурированный и неупорядоченный характер.