Психолого – педагогические основы определения состава и подбора актива подразделения
Важное место в решении всех задач роты занимает актив, в который включаются наиболее сознательные, примерные в учебе и дисциплине воины роты, принимающие активное участие в общественной работе. В актив роты обычно входят офицеры, лучшие сержанты, члены редколлегии стенгазеты и совета комнаты досуга, спорторганизатор, наиболее активные отличники, классные специалисты и основные участники художественной самодеятельности (см.приложение 1). Актив взвода обычно составляют сержанты, помощник руководителя группы по общественно-государственной подготовке, агитатор, редактор боевого листка, классные специалисты, информаторы, если есть, члены редколлегии стенгазеты, спортивный организатор, отличники и др.
Редколлегия стенгазеты и совет комнаты досуга избираются на собраниях личного состава роты сроком на один год. Спорторганизатор и помощники руководителей групп общественно-государственной подготовки назначаются приказом по части, а редакторы боевых листков, – заместителем командира роты по воспитательной работе. Активисты во временные команды, выделяемые от роты для выполнения различных заданий, в караулы и в других случаях назначаются командиром роты или заместителем по воспитательной работе.
Общие психолого-педагогические проблемы организации и деятельности актива были разработаны Н. К Крупской, А. С. Макаренко и В.О. Сухомлимским. В пе¬дагогической и социальной психологии актив рассматривает¬ся обычно как ядро школьного (производственного) коллек¬тива, как система органов его самоуправления и общественных организаций.
Однако психолого-педагогические основы деятельности ак¬тива изучены еще недостаточно. В имеющихся публикациях они нередко излагаются только описательно, фрагментарно и обычно в связи с другими проблемами.
Актив и его деятельность являются важным фактором в системе взаимоотношений воинского коллектива. Наряду с от¬ношениями управления и личностными взаимоотношениями, он образует специфическую сеть, объединяющую воинов от¬ветственностью перед коллективом. Эти отношения создаются благодаря тому, что ряд важнейших внутриколлективных проблем решается непосредственно самими членами коллек¬тива — отдельными воинами или коллективными органами, уполномоченными для этого коллективом. Каждый из этих органов в процессе работы вовлекает в сферу своей активно¬сти весь коллектив, но в то же время сам включается в сферу ответственности других органов коллектива. Таким образом, благодаря деятельности актива,
общественной работе в це¬лом формируются более тесные и содержательные связи ме¬жду воинами и структурными подразделениями части, способствующие сближению людей, обмену опытом, обеспечиваю¬щие единое понимание целей деятельности и проблем.
Вся работа доступна по Ссылке